Петрушина Анна Михайловна
Семинар с элементами тренинга «Экология души»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников.
Задачи:
познакомить участников тренинга с приёмами психологической разгрузки;
создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Публикация «Семинар с элементами тренинга „Экология души“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Теоретическая часть
В нашей современной жизни появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это говорит о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.
Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от разрушения. Слишком много факторов в нашей повседневной жизни влияют на душу человека. Слишком часто мы проявляем нетерпение и агрессию к окружающим нас людям. Злость, несдержанность, импульсивность раздражительность чаще всего проявляются на фоне переутомления и психического напряжения.
Наука выделяет три стадии психического перенапряжения.
Первая стадия – нервозность. Она характеризуется капризностью (человек недоволен всем и вся, неустойчивостью настроения (в течение нескольких минут бурная радость может смениться унынием, внутренней раздражительностью (выражаемой мимикой и жестами, появлением болезненных ощущений в мышцах и во внутренних органах.
Вторая стадия – прочная стеничность. Её признаками являются нарастающая раздражительность (сопровождающаяся утратой самообладания, снижением самокритичности и усилением нетерпимости к недостаткам других, эмоциональная неустойчивость, напряжённость в ожидании неприятностей (воспринимается малейшее отклонение от привычного течения событий как критическая ситуация).
Третья стадия – астеничность. Она сопровождается снижением настроения, тревожностью, неуверенностью в своих силах, сильной ранимостью.
Симптомы психоэмоциональных проблем.
Нервное переутомление отображается на поведении человека. Меняется его отношение к жизни, к поведению и социуму. Симптомы нервного напряжения: вялость; апатия; заторможенность реакций; повышенная тревожность; депрессия; маниакальное поведение (человек сосредоточен на одной задаче). Симптомы и лечение нервного напряжения похожи на методы избавления от стресса. Первостепенная задача – снижение уровня тревоги и борьба с основной причиной такого состояния. Без лекарств напряжение снижается постепенно через повышение активности человека и коррекцию его поведения. Каждый симптом нервного перенапряжения сопровождается истощением разума и тела человека. Нарушается питание, снижается тонус мышц – личность буквально слабеет на глазах. Признак проблем в организме, которые возникают на фоне нагрузки на психику: аритмия, гипертония, инфекционные заболевания (сбои в работе иммунной системы, нарушения в работе кишечника (запоры, поносы, повышенные метеоризм).
Практическая часть
1. Ритуал приветствия.
Педагоги сидя в кругу передают друг другу большой цветок и делятся со всеми тем, что они больше всего любят.
2. Дыхательные упражнения.
Обучение методу полного дыхания.
Ха – дыхание.
Дыхание с медленным выдохом для расслабления.
3. Снятие мышечного напряжения.
Поочередное напряжение и расслабление определенных мышц тела (ноги, руки, мышцы живота, плечи, шейный отдел, напряжение и расслабление всего тела.
4. Броуновское движение (снятие напряжение, сплочение группы).
Педагоги под спокойную музыку передвигаются по залу в любом направлении. По сигналу участники объединяются по разным признакам (по длине прически, по цвету наряда, по наличию украшений, по первой букве в имени, по профессиональной принадлежности и т. д.)
5. Танец (закрепление позитивного настроя, снятие мышечного и эмоционального напряжения, сплочение группы).
6. Под ритмичную музыку участники танцуют только ногами, руками, головой, плечами и т. д.
7. Обратная связь.
На спину каждого участника прикрепляется белый лист бумаги, задача – написать пожелания друг другу на этом листе. В конце участники читают написанное. Делятся впечатлениями.