МААМ-картинки

Семинар «Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста»

Наталья Андреевна Тарасюк
Семинар «Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста

Цель – создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей.

Задачи:

1. Способствовать стабилизации и коррекции психоэмоционального состояния, снижению тревожности.

2. Стимулировать сенсорное развитие через тренировку зрительных, слуховых, кинестетических рецепторов.

3. Стимулировать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.

4. Обучать приемам релаксации.

5. Создавать условия для формирования позитивных отношений в детско – родительских парах.

Публикация «Семинар „Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста“» размещена в разделах

Ход семинара

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада вас видеть на нашем семинаре. Для того что бы наше общение и взаимодействие были более эффективными, я предлагаю познакомиться. Пусть каждый из вас представиться, назовет имя своего ребенка и расскажет немного о малыше. Если позволите, я начну.

Родители по кругу представляются.

Психолог. Посмотрите друг на друга. Мы разные, но чем-то схожи. Есть что-то, что нас объединяет: интересы, привычки, жизненные обстоятельства. Нас объединяет и то, что дети пошли в детский сад. Кажется, еще только недавно родился ребенок, пролетел первый беспокойный месяц его жизни, появился первый зуб, первый шаг, первое слово… И вот вы уже ведете малыша за ручку в детский садик. А вы помните свой детский сад? Вспомните воспитательницу, ребят – девчонок и мальчишек. Вспомните свои игры и любимую игрушку. Поделитесь своими воспоминаниями.

Родители рассказывают о своем детском саде.

Психолог. Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребенок переживает : «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Помочь ребенку в этот период могут близкие ему люди. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, - на игру. Как вы думаете, что дает ребенка игра?

Ответы родителей.

Комментарий: удовольствие, знакомство с нормами и правилами жизни, общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, внутреннюю свободу (играю с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Психолог. Давайте немного поиграем. Игра называется «Солнышко светит на тех…» Например, я скажу: «Солнышко светит на тех, у кого малыш пошел в детский садик», то встанут и поменяются местами те, кого касаются мои слова.

Итак, солнышко светит на тех…

• У кого сейчас хорошее настроение;

• Кто читает своему ребенку сказки на ночь;

• Кто может стать для ребенка Карлсоном, который живет на крыше;

• Кто читает книги по воспитанию и развитию детей;

• Кто уделяет общению с ребенком больше 30 минут в день;

• Кто придумывает для ребенка интересные игры;

• Кто любит рисовать;

• Кто любит поваляться, повозиться ребенком.

Игра - возня – это игра, необходимая для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча - мала», учит детей взаимодействовать друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивая эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры - возни, папы могут «помериться с ним силой». Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того, научиться принимать и победу и поражение. Доволен будет и папа. В раннем возрасте у детей формируется образ «телесного - Я» : они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром – кувыркается, смотрит, щупает.

Посмотрите: у меня есть четыре воздушных шарика основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий. В красный шарик я насыпала немного крупной фасоли, в синий – гречневой крупы, в желтый – пшена, в зеленый – крахмал. Яркие шарики привлекают внимание ребенка, при разминании они мягко массируют ладошки малыша.

Можно поиграть с массажным мячиком – «ежиком». Аккуратно кладите шарик на ладонь ребенка, прокатывайте «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживайтесь на подушечках каждого пальчика. Все движения нужно выполнять в направлении от периферии к центру, лучше – сопровождая стихотворными текстами.

Каждый из нас помнит хотя бы одно стихотворение из детства. Чем больше в нем действий, тем лучше. Проводите занятия перед сном. Лягте рядом с малышом, возьмите го за ручку (какую ему удобнее, погладьте, предложите «сделать курочку», и если ребенок не вырывает руку, начните рассказывать стишок, обыгрывая каждое действие.

Вышла курочка гулять, «Шагаем» своими пальцами по ладошке ребенка

Свежей травки пощипать. Пощипываем большим и указательным пальцами

А за ней ребятки-

желтые циплятки. Гладим ладошку, растопыривая пальчики ребенка.

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Постукивает указательным пальцем по ладошке ребенка.

Не ходите далеко! Водим пальцами от пальчиков к запястью

Лапками гребите, Подушечками пальцев скребем по ладошке ребенка.

Зернышки ищите. Постукиваем указательным пальцем по ладошке малыша.

Съели толстого жука, Сгибаем пальцы рук ребенка в кулачок.

Дождевого червяка, Произносим медленно, разгибая и поглаживая каждый пальчик.

Выпили водицы Дуем на ладошку.

Полное корытце. Складываем ладошку лодочкой.

Т. Волгина

Психолог. Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек. Посмотрите, что я вам принесла. У меня есть кусочек меха, листок наждачной бумаги, шишка, грецкий орех, ребристый карандаш, гладкий камешек. Рассмотрите, потрогайте, опишите их. Например: мех – мягкий, пушистый, а камешек – гладкий, холодный. Затем закройте глаза, протяните ладонь, отгадайте, какой предмет я положила. (Родители по очереди отгадывают предметы.) А теперь усложним задачу: попробуйте угадать предмет надев на руку варежку. Молодцы, у вас хорошо получается! Попробуйте поиграть в такую игру со своим ребенком.

Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

Активизировать речевое развитие можно лепкой из пластилина, цветного соленого теста, играми с предметами – заместителями: спичками, счетными палочками, прищепками. Например, начав выкладывать из счетных палочек заборчик, предложите ребенку продолжить его в правильной цветовой последовательности. Выложите из палочек (спичек) узоры «дорожка», «лестница», «снежинка»». Если ребенок справится, предложите узоры посложнее – «машина», «елка» и т. п.

Вырежьте из картона солнышко (паровозик, платочек, тучку) и предложите ребенку «подарить ему лучики – прищепки» (вагончики, бахрому, дождик).

Детские игры очень разнообразны. С чем ассоциируется у вас слово «детство»? (Ответы родителей). У меня слово детство вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики и пирожки! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно – все понятно и близко.

Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок» - манную крупу. Вместо манки можно использовать «космический песок», он не рассыпается по дому и приятен на ощупь. Манку можно насыпать горкой или разровнять. Пусть ребенок «пройдется» по крупе пальчиками: сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и, наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять и создавать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат – мышке и ли слонику! А еще можно порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой. И лучше двумя руками одновременно.

Как вы думаете почему дети любят играть в песок?

Ответы родителей.

Комментарий. Да, песок помогает расслабиться, он завораживает ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным, пластичным. Играя, ребенок строит новый мир на песке, чувствует себя волшебником, он не боится изменений и радуется.

Психолог. Песок очень похож на воду. Вода расслабляет и успокаивает. Если малыш расшалился, пригласите его поиграть с водой. Налейте в таз немного теплой воды, добавьте 1-2 капли лавандового или ромашкового масла. Предложите ребенку взять в качестве игрушек губку, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики. Как здорово пускать из наполненной пластиковой бутылки фонтан, сделать «дождь» из губки или измерить, сколько ложек воды умещается в стаканчике! Интересно, что камешек тонет, а пемза – плавает. Подуйте вместе через трубочки на кораблики. Такие игры непродолжительны – до тех пор, пока не остынет вода. Закончив игру, хорошенько разотрите кисти рук малыша.

Сколько интересных игр можно придумать с водой! Попробуйте с малышом поэкспериментировать с ее твердой формой – льдом. Заморозьте вводу в контейнере для пищевого льда или формочках для игры в песок. Можно замораживать окрашенную воду – желтую, красную, синюю. Зимой окрашенными кристалликами льда украсьте ледяную горку, снеговика, сугробы возле подъезда. При заморозке положите в воду листочек, орешек, пуговку. А можно заморозить несколько маленьких фигурок «киндер-сюрпризов» и представить, что их заколдовала Снежная Королева. Затем вместе с малышом придумать разные способы, чтобы расколдовать фигурки.

Как вы думаете чем можно заменить воду?

Ответы родителей

Психолог. Создайте дома «сухой» бассейн. Наполните неглубокую миску фасолью, спрячьте в ней шарики или разноцветные бусинки. Предложите ребенку собрать одной рукой фасолинки, другой – бусинки и разложить их по баночкам. Полезно и просто помогать маме собирать фасоль с пола после игры.

Чем можно заменить содержимое сухого бассейна?

Ответы родителей.

Психолог. Содержимое сухого бассейна можно заменить крышками от пластиковых бутылок, пуговицами. Пуговицы – сами по себе очень интересный материал. Как вы думаете, в какие игры с пуговицами можно поиграть? (Ответы родителей.) Составляйте из пуговиц узоры, придумывайте изображения на пластилине или соленом тесте, выкладывайте мозаичные картинки, нанизывайте пуговичные бусы. Можно придумать историю о пуговице – папе, пуговице – маме, пуговице – ребенке.

Только не забывайте о техники безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом. Познавая окружающий мир, ребенок много пробует на вкус. К сожалению, встречаются случаи попадания мелких предметов в дыхательные пути или пищеварительную систему. Поэтому так важно присутствие взрослого во время игр ребенка с мелкими и сыпучими материалами.

Языковые, или речевые, игры (эксперементы со словами, звуками) очень нравятся ребятам: иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течении дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре. Например добавить несколько рифмующихся слов. А можно спеть ребенку распевочку :

Су-су-су-су,

Я подарочек несу.

Ке-ке-ке-ке

Своей доченьке.

Ту-ту-ту-ту,

Кошечку пушистую.

Лю-лю-лю-лю,

Доченьку свою люблю.

А. Лобачева.

Такие распевочки развивают мышление, тренируют мимику, ведь малыш стремится повторять за мамой, следит за движениями ее губ и выражением лица. Распевочки, выражающие любовь и заботу, - словно живая вода для малышей.

Для ребенка важна поддержка близкого взрослого. Малышу еще трудно облечь слова, свои переживания и опасения (особенно детям с речевыми нарушениями). Помочь ребенку может его любимая игрушка, которая ассоциируется у него с положительными эмоциями, ощущением безопасности. Это могут быть кукла, плюшевый мишка или перчаточные кукулы би-ба-бо. Возьмите себе куклу и дайте малышу его любимую игрушку. Прикоснитесь к игрушке ребенка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом: «Сегодня мой малыш грустит. У нег мокрые глазки – он плакал. Что сегодня было в деском саду? С кем мой родной подружился? Как их зовут? В какие игры они играли?» Побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша. Перенося на игрушку свои переживания и настроение, ребенок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше теплое участие, передаваемые через прикосновения игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю».

Психолог. Наш семинар подошел к концу. Спасибо вам за активное участие! Добра, любви и света вам и вашим деткам!

Литература:

1. Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. -96 с. (Из опыта работы по программе Детство»).

2. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт. -сост. О. Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. -154 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развивающие и социальные игры для детей раннего возраста 2–3.5 лет Цель занятий: Развитие некоторых коммуникативных умений детей раннего возраста. Развитие общих умственных и физических способностей детей.

Развивающие игры-тренажеры для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающие игры-тренажеры для детей младшего дошкольного возраста Игра-тренажер для развития речи - это учебно-тренировочное устройство, направленное на развитие двигательных центров речи. развивающие игры.

Адаптивные игры «В гостях у ёжика». Занятие в группе раннего возраста Цель: создание психолого-педагогических условий для адаптации детей к образовательной организации. Задачи: - сплочение группы, развитие.

Консультация для родителей «Обучающие и развивающие игры с детьми раннего возраста» «0бучающие и развивающие игры с детьми раннего возраста». Игра является одним из важнейших видов деятельности в развитии ребёнка. Что же.

Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Начиная с самого раннего возраста ребенок познает мир, активно исследую все происходящее вокруг. Развивающие дидактические игры, помогают.

Консультация для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста» Развивающие игры для детей раннего возраста Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи,.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие восприятия Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это выделение наиболее характерных.

Развивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаРазвивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Главной целью воспитателя, на мой взгляд, является создание условий для комфортного пребывания ребенка. Что это означает? Ребенок идет в.

Семинар-практикум для родителей «Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего возраста» Семинар-практикум для родителей «Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего возраста» разработала учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста»
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 10:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андреевна Тарасюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД