Татьяна Николаевна Хвастунцова
Семинар «Развитие связной речи у дошкольников при помощи текстов цепной структуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники, как правило, любят пересказывать прочитанное, знакомые сказки, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность. Поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Я для этого использую тексты цепной структуры. Данная технология заключается в построении текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается «структурное сцепление» предложений или непрерывное движение мысли от одного предложения к другому при помощи схемы.
Публикация «Семинар „Развитие связной речи у дошкольников при помощи текстов цепной структуры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Детям предлагается сюжетная картинка, мы её рассматриваем, обсуждаем. Далее читаем текст (текст не превышает 5 – 6 предложений) и предлагаем детям схему с опорными картинками и стрелками. Схема представляет из себя картинно– графический план: на первом месте – изображение предмета или живого объекта, на втором – действие в виде стрелки. На третьем – изображение нового предмета или живого объекта сюжета.
Рамка отражает подчинённость единой теме. Рамочки между собой соединены стрелочкой, что показывает связь между отдельными предложениями.
Затем снова читаем текст, а ребята следят за текстом по схеме. Анализируя вместе с детьми схему, обращаю внимание на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так подвожу детей к выводу, что именно за счет такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Рассказ получается только тогда, когда предложения "дружат".
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Используя данную методику мы:
развиваем умение детей отбирать предметные картинки для рассказа, располагая их в определённой последовательности;
учим их осмысленно воспроизводить образец рассказа в речи;
обогащаем активный, пассивный словарь детей;
развиваем умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами; соблюдать лексическую точность, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Таким образом, дети при помощи схем учатся пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы, а в дальнейшем способны сами составить подобные схемы.
Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание, мышление, что в свою очередь положительно влияет на готовность ребёнка к обучению в школе.