Оксана Щербакова
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар ПРОЕКТ
Метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников
Основной принцип дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие раскрывается через :
• развитие любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
Публикация «Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
В центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности. Конкретное содержание образовательных областей реализуется в определённых видах деятельности, благодаря которым:
• у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;
• развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;
• проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;
• совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы, доказывают и защищают свои идеи;
• формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;
• развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, живот-ных, людей;
• обнаруживается готовность к решению проблемных задач;
• проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.
Для обеспечения познавательной активности детей используется эффективная педагогическая технология – метод проектов, как вариант интеграции разных видов деятельности де-тей дошкольного возраста.
Метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы.
Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний; характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
• в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
• намечать план действий;
• отбирать способы решения поставленной задачи;
• добиваться результата и анализировать его.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - на-правленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанный с положительными эмоциями и порождающий познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Особое внимание уделяет-ся познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Поняв мотивационно – познавательную сферу ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление у детей мотивации достижения успеха – действий, направленных на достижение конструктивных, положительных результатов.
Применение педагогами «Метода проектов» позволяет:
• строить активность ребенка на основе свободы.
• развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.
• формировать личностные качества ребенка.
• научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных ва-риантов.
• ориентироваться в информационном пространстве.
• вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную ини-циативу в условиях детского сада и семьи. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской дея-тельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои пре-имуществам - это четкость, компактность, большая информативность учебного материала при интегрированном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению само-оценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод учебного проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться рабо-тать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта : Экологическая тропинка детского сада
Вид, тип проекта : образовательный, долгосрочный, групповой
Актуальность: Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологическо-го воспитания в современных условиях. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети не-плохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с кото-рыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на инте-грации экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на актив-ное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Цели проекта (экологической тропы) :
• Формировать у детей экологическую культуру и развивать интерес к опытнической, исследовательской и практической деятельности.
• Формировать у детей представление о разных объектах живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром.
• Развивать у дошкольников наблюдательность, познавательную и творческую активность посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов детской деятельности.
• Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников : вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
Задачи проекта :
• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
• Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружаю-щим миром.
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Ожидаемые результаты:
• Развитие у детей познавательного интереса к растениям участка; они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.
• Развитие эмоционального и художественного восприятия красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях.
• Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием и хорошими ус-ловиями, учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их це-лостность.
• Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах экологического образования.
Итог проекта : создать оборудованную экологическую тропинку в образовательных и вос-питательных целях, где дети непосредственно смогут передвигаться по маршруту, проходящему через различные природные объекты, общаться с природой, воочию наблюдать явления природы, восхищаться красотой окружающего.
Место проведения: территория детского сада. Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
Сроки проведения: постоянно, начиная со средней группы.
Участники: воспитанники, родители, педагоги.
Возраст детей: с 4-х до 7-ми лет. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года, проблемные ситуации
Кратное описание границ маршрута:
Начало маршрута от «полянки Добрых Гномиков» - хозяев тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: «Рябина», «Избушка Айболита» (место для хранения инвентаря по уходу за посадками на учебно-опытном участке, «Учебно-опытный участок» (овощной и аптекарский огород, «Берёза», «Сирень», «Птичья столовая», «Пруд», «Яблоня», «Клён», «Природная лаборатория», «Деревенское подворье», «Юный эколог» (правила поведения в природе, «Метеостанция».
Этапы создания и оформления тропы
• Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
• Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
• Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
• Составление паспорта всех точек тропинки.
• Изготовление выносных знаков.
• Составление рекомендаций по работе с детьми.
Описание объектов на маршруте:
1. «Полянка Добрых гномиков»
Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими пенёчками и грибочками, раз-ные цветы по краям полянки, фигурки гномиков (хозяев тропы). Зачитывает письмо гномиков детям. Вместе с педагогом дети рассматривают маршрут троны.
За оказанную им помощь Добрые гномики периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы - конфеты, орехи, шишки на деревьях.
2. Рябина
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «Отгадайте загадку»).
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
3. «Избушка Айболита» (место для хранения инвентаря и материалов по уходу за посадками)
Это специально отведённое место для хранения различного инвентаря и материалов, с помощью которых педагоги и дети ухаживают за растениями участка (лейки детские и взрослые, грабли, лопатки, перчатки, емкости с водой и др.).
4. «Учебно-опытный участок»
Включает в себя овощной огород и аптекарский огород. Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (перец, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др., наблюдают за их ростом и развитием, приобретают элементарные практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая).
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и лекарственных растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Педагог беседует с детьми о лекарственных растениях, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях, упражняет в умении собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. Дети рассматривают лекарственные растения, наслаждаются их ароматом.
5. Берёза
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, отгадывают загадки про берёзу.
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении, развитии; знакомит с народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи об этом дереве.
6. Сирень
Дети рассматривают все части кустарника (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменения-ми в разное время года, отгадывают загадки.
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о сирени, дает описание. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков.
7. «Птичья столовая»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьей столовой» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц). Беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения у «птичьей столовой».
8. «Пруд»
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, разные виды растений около водоёма, фигурки утки с утятами, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми об обитателях пруда (рас-тения, животные, насекомые).
9. Яблоня
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в раз-ное время года, выполняют задания из волшебного сундучка («Разложи по порядку картинки», «Отгадайте загадку»).
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о яблоне, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека, читает стихи об этом дереве.
10. Клён
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают разновидности клёна, отгадывают загадки.
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о клёне, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека.
11. «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал, необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т. п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве.
Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
Педагог беседует с детьми о6 обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных на территории детского сада, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три - к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т. д.)
12. «Деревенское подворье»
Представляет собой игровую площадку, организованную в деревенском стиле и включающую русскую избу, ветряную мельницу, озерцо с мостиком, домашних и диких животных (макеты плоскостные).
Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, озерцо, мостик, ветряная мель-ница, ростовые куклы бабушки и дедушки, плоскостные фигурки животных (свинья, волк, медведь). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятия «домашние и дикие животные».
13. «Юный эколог»
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов (на мольберте, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом.
Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо со-блюдать правила: Не мешать жить обитателям тропы - проходить без лишнего шума. Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
14. «Метеостанция»
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Добрых гномиков», где хозяева тропин-ки «спрашивают» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил пове-дения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки -малышки и др.).
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
• экологические беседы;
• наблюдения в природе;
• уроки доброты;
• экскурсии в природу;
• целевые прогулки;
• КВН, викторина, «Поле чудес»;
• познавательные вечера;
• экологические конкурсы;
• экологические акции;
• решение экологических ситуативных задач;
• чтение художественной литературы;
• ситуации морального выбора;
• детские проекты;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• труд в природе;
• зеленый патруль;
• «Клуб исследователей природы»;
• «Красная книга природы»;
• Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
• составление экологических карт;
• ведение фенологического творчества;
• коллекционирование;
• выставки и экспозиции;
• экологические развлечения, досуги, праздники;
• экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, иг-ры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
• экологические сказки;
• инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
• взросло-детские проекты;
• КВН, викторина;
• изготовление поделок, рисунков;
• субботники по облагораживанию территории детского сада;
• участие в конкурсах;
• участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
• фотовыставки;
• изготовление экологической газеты;
• изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
• общение в интерактивном режиме об экологическом образовании и развитии детей на сайте дет-ского сада.