Папки-передвижки

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Оксана Щербакова
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар ПРОЕКТ

Метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников

Основной принцип дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие раскрывается через :

развитие любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

Публикация «Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников» размещена в разделах

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

В центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности. Конкретное содержание образовательных областей реализуется в определённых видах деятельности, благодаря которым:

• у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;

развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;

• проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;

совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы, доказывают и защищают свои идеи;

• формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;

развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, живот-ных, людей;

• обнаруживается готовность к решению проблемных задач;

• проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.

Для обеспечения познавательной активности детей используется эффективная педагогическая технология – метод проектов, как вариант интеграции разных видов деятельности де-тей дошкольного возраста.

Метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний; характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

• в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

• намечать план действий;

• отбирать способы решения поставленной задачи;

• добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - на-правленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанный с положительными эмоциями и порождающий познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Особое внимание уделяет-ся познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Поняв мотивационно – познавательную сферу ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление у детей мотивации достижения успеха – действий, направленных на достижение конструктивных, положительных результатов.

Применение педагогами «Метода проектов» позволяет:

• строить активность ребенка на основе свободы.

развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.

• формировать личностные качества ребенка.

• научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных ва-риантов.

• ориентироваться в информационном пространстве.

• вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную ини-циативу в условиях детского сада и семьи. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской дея-тельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои пре-имуществам - это четкость, компактность, большая информативность учебного материала при интегрированном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению само-оценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод учебного проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться рабо-тать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта : Экологическая тропинка детского сада

Вид, тип проекта : образовательный, долгосрочный, групповой

Актуальность: Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологическо-го воспитания в современных условиях. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети не-плохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с кото-рыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на инте-грации экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на актив-ное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Цели проекта (экологической тропы) :

• Формировать у детей экологическую культуру и развивать интерес к опытнической, исследовательской и практической деятельности.

• Формировать у детей представление о разных объектах живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром.

Развивать у дошкольников наблюдательность, познавательную и творческую активность посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов детской деятельности.

• Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников : вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

Задачи проекта :

• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

• Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружаю-щим миром.

• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

• Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей познавательного интереса к растениям участка; они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.

Развитие эмоционального и художественного восприятия красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях.

• Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием и хорошими ус-ловиями, учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их це-лостность.

• Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах экологического образования.

Итог проекта : создать оборудованную экологическую тропинку в образовательных и вос-питательных целях, где дети непосредственно смогут передвигаться по маршруту, проходящему через различные природные объекты, общаться с природой, воочию наблюдать явления природы, восхищаться красотой окружающего.

Место проведения: территория детского сада. Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

Сроки проведения: постоянно, начиная со средней группы.

Участники: воспитанники, родители, педагоги.

Возраст детей: с 4-х до 7-ми лет. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года, проблемные ситуации

Кратное описание границ маршрута:

Начало маршрута от «полянки Добрых Гномиков» - хозяев тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: «Рябина», «Избушка Айболита» (место для хранения инвентаря по уходу за посадками на учебно-опытном участке, «Учебно-опытный участок» (овощной и аптекарский огород, «Берёза», «Сирень», «Птичья столовая», «Пруд», «Яблоня», «Клён», «Природная лаборатория», «Деревенское подворье», «Юный эколог» (правила поведения в природе, «Метеостанция».

Этапы создания и оформления тропы

• Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

• Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

• Составление паспорта всех точек тропинки.

• Изготовление выносных знаков.

• Составление рекомендаций по работе с детьми.

Описание объектов на маршруте:

1. «Полянка Добрых гномиков»

Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими пенёчками и грибочками, раз-ные цветы по краям полянки, фигурки гномиков (хозяев тропы). Зачитывает письмо гномиков детям. Вместе с педагогом дети рассматривают маршрут троны.

За оказанную им помощь Добрые гномики периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы - конфеты, орехи, шишки на деревьях.

2. Рябина

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «Отгадайте загадку»).

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

3. «Избушка Айболита» (место для хранения инвентаря и материалов по уходу за посадками)

Это специально отведённое место для хранения различного инвентаря и материалов, с помощью которых педагоги и дети ухаживают за растениями участка (лейки детские и взрослые, грабли, лопатки, перчатки, емкости с водой и др.).

4. «Учебно-опытный участок»

Включает в себя овощной огород и аптекарский огород. Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (перец, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др., наблюдают за их ростом и развитием, приобретают элементарные практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая).

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и лекарственных растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Педагог беседует с детьми о лекарственных растениях, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях, упражняет в умении собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. Дети рассматривают лекарственные растения, наслаждаются их ароматом.

5. Берёза

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, отгадывают загадки про берёзу.

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении, развитии; знакомит с народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи об этом дереве.

6. Сирень

Дети рассматривают все части кустарника (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменения-ми в разное время года, отгадывают загадки.

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о сирени, дает описание. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков.

7. «Птичья столовая»

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьей столовой» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц). Беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения у «птичьей столовой».

8. «Пруд»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, разные виды растений около водоёма, фигурки утки с утятами, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми об обитателях пруда (рас-тения, животные, насекомые).

9. Яблоня

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в раз-ное время года, выполняют задания из волшебного сундучка («Разложи по порядку картинки», «Отгадайте загадку»).

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о яблоне, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека, читает стихи об этом дереве.

10. Клён

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают разновидности клёна, отгадывают загадки.

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о клёне, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека.

11. «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал, необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т. п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве.

Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

Педагог беседует с детьми о6 обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных на территории детского сада, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три - к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т. д.)

12. «Деревенское подворье»

Представляет собой игровую площадку, организованную в деревенском стиле и включающую русскую избу, ветряную мельницу, озерцо с мостиком, домашних и диких животных (макеты плоскостные).

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, озерцо, мостик, ветряная мель-ница, ростовые куклы бабушки и дедушки, плоскостные фигурки животных (свинья, волк, медведь). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятия «домашние и дикие животные».

13. «Юный эколог»

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов (на мольберте, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом.

Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо со-блюдать правила: Не мешать жить обитателям тропы - проходить без лишнего шума. Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

14. «Метеостанция»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Добрых гномиков», где хозяева тропин-ки «спрашивают» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил пове-дения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки -малышки и др.).

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

• экологические беседы;

• наблюдения в природе;

• уроки доброты;

• экскурсии в природу;

• целевые прогулки;

• КВН, викторина, «Поле чудес»;

познавательные вечера;

• экологические конкурсы;

• экологические акции;

• решение экологических ситуативных задач;

• чтение художественной литературы;

• ситуации морального выбора;

• детские проекты;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• труд в природе;

• зеленый патруль;

«Клуб исследователей природы»;

«Красная книга природы»;

• Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);

• составление экологических карт;

• ведение фенологического творчества;

• коллекционирование;

• выставки и экспозиции;

• экологические развлечения, досуги, праздники;

• экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, иг-ры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);

• экологические сказки;

• инсценировки, театрализации.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

• взросло-детские проекты;

• КВН, викторина;

• изготовление поделок, рисунков;

• субботники по облагораживанию территории детского сада;

• участие в конкурсах;

• участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;

• фотовыставки;

• изготовление экологической газеты;

• изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

• общение в интерактивном режиме об экологическом образовании и развитии детей на сайте дет-ского сада.

Публикации по теме:

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Фотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группаФотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группа Проект был направлен на сенсорной развитие дошкольника. В сказке мы играли, вырывали, вызволяли и помогали царевне и посредством сенсорной.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 23:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Щербакова (УИ 273375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД