Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Маркетинг в песочнице».
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Маркетинг в песочнице».
Автор : Варкентин Светлана
Валентиновна
педагог – психолог
МАДОУ ЦРР д/с № 131
г. Калининград
Структура семинара.
1. Пре – тест (саморефлексия).
2. Информационная часть:
• Ясли: плюсы и минусы. Медицинские и психологические факторы, препятствующие посещению ДОУ детьми 2,5 – 3 лет. ;
• Кризис 3 лет. Как надо и не надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.
Публикация «Семинар „Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста, Маркетинг в песочнице“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
• Психолого – педагогическая поддержка ребенка в период Адаптации к ДОУ. Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям. Показатели адаптационных возможностей ребенка второго – третьего года жизни. (Ю. А. Афонькина. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста).
• Разработка индивидуального образовательного маршрута
3. Практический инструментарий. Ребенок идет в д/с. Как надо готовить ребенка к поступлению в ДОУ. (практические рекомендации). Смысловая ситуация (метафоры).
4. Адаптационные игры с детьми.
5. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
1. Адаптация. Этапы адаптации (по Е. И. Морозовой): негативистический, псевдоадаптация, подлинная адаптация.
2. Основные критерии подлинной адаптации.
3. Технология психолого – педагогической поддержки ребенка в адаптационный период. Принципы развития и концентричности. Приспособительная и конструирующая концепции.
4. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ. (первичная д –ка, текущая д – ка, итоговая д –ка).
Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ясли : плюсы и минусы.
Часто можно увидеть следующую картину – в первые дни посещения яслей ребенок возбужден, беспокоен, а в дальнейшем становится заторможенным и вялым. Он словно оглушен тем, что попал в новую, непривычную среду : здесь много незнакомых и не интересующих его (пока) сверстников, здесь иной, чем дома, режим дня. И взрослые – тоже незнакомые и далеко не всегда ласковые. А самый близкий человек - мама куда – то пропала.
Эмоциональный шок, испытываемый детьми, резко снижает защитные силы организма, они начинают то и дело болеть. Отчасти, конечно, причина и в том, что новички «подхватывают» инфекцию от сверстников, за которыми нет должного ухода дома,и которых нередко отправляют в ясли, даже когда они больны. Но все же инфекция – не главная, а второстепенная причина. Болеют как раз те дети, которые не могут адаптироваться и испытывают сильный стресс при определении в ясли.
Легче привыкают к яслям дети, которым дома недоставало тепла, любви, ласки и заботы. У них заметно снижена способность к состраданию и устойчивой привязанности, невысок уровень умственного развития. Часто они подвижны сверх меры, у них слабо выражен или отсутствует инстинкт самосохранения, и нет даже обычных для этого возраста страхов. Такие дети несомненно, доставляют воспитателям немало хлопот : уж очень непоседливы и возбудимы. Достается от них и эмоционально чувствительным и впечатлительным детям, не способным постоять за себя.
Когда же здоровые дети готовы посещать ясли и могут пойти туда без особых осложнений? По мнению педагогов и психологов – в двухлетнем возрасте. Тогда у них уже нет страха перед незнакомыми взрослыми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Положительным будет и нередко лучшая, чем дома, социализация ребенка – приучение его к навыкам самообслуживания и дисциплине.
Готовность к яслям в два года все же не у всех детей одинакова. Существуют половые различия : мальчики привязаны к матери более заметно, чем девочки, и сильнее реагируют на разлуку. Поэтому рекомендовать как более благоприятный для адаптации возраст – 2 года приходится преимущественно для девочек. У мальчиков такой возраст часто составляет 2,5 года.
Трудным, а то и невозможным будет посещение яслей соматически и физически ослабленным детям. Они либо сразу заболевают, либо чахнут : худеют даже при отсутствии внешних признаков заболевания, постоянно температурят. В ответ на стресс при определении в ясли мальчики болеют в два раза чаще девочек, зато последние настолько же чаще испытывают страхи. Значительно осложняют ситуацию прививки, сделанные незадолго до посещения яслей, поскольку они в той или иной мере ослабляют защитные силы организма. Так что, для часто болеющих детей ясли вообще противопоказаны.
Особого разговора заслуживают нервно ослабленные дети. Проявления нервности разнообразны – от незначительно выраженных признаков так называемой минимальной мозговой недостаточности и невропатии до неврозов и органической мозговой недостаточности. При всех этих видах нервности детей не стоит отдавать в ясли. Они не успевают адаптироваться и заболевают, а частые болезни только усиливают их нервность, закрепляют ее на многие годы из – за ослабления защитных сил организма. К тому же в дальнейшем такие дети труднее адаптируются к детскому саду и даже к школе.
Психологические факторы, препятствующие посещению д/с детьми до 2,5 – 3 лет:
1. Последствия тяжелого течения беременности и родов;
2. Различные виды нервности;
3. Общая ослабленность ребенка;
4. Заостренная привязанность к матери;
5. Беспокойство в ее отсутствие;
6. Страх перед незнакомыми лицами;
7. Общая боязливость.
Кризис трех лет.
По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Обычно в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Необходимо помнить, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш малыш очень резко изменился (и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте ему самостоятельность, чтобы он насладился ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет у вас – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а, может быть, - можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, а у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И вдруг – что – то почему – то нельзя, что – то запрещено, в чем – то отказывают ему. Ребенку трудно понять, почему изменяется система требований.
И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.
Например, ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашиваете его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
В 3 года самоуважению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие – нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Как НЕ НАДО вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет.
• Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
• Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
• Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
• Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
ЗАПОМНИТЕ: все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
Психолого – педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ.
Ключевые слова и выражения.
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.
Адаптация протекает тяжело, если она неправильно организована:
• Не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
• Процесс адаптации ускоряется взрослыми;
• Неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Проявление дезадаптации зависит от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики.
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке.
Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по – своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности (повышенная чувствительность к событиям, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Приспособление имеет «болезненный» характер.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
• Положительный эмоциональный фон;
• Продуктивность действий в новых условиях;
• Гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
• Инициативность в контактах со взрослыми, сверстниками;
• Организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
• Наличие самостоятельной деятельности по интересам.
В основу «Технологии психолого – педагогической поддержки ребенка в адаптационный период» положены принципы развития и концентричности.
Принцип развития предполагает в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помощь в выработке ребенком нового способа жизнедеятельности, перестройке его активности в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения (т. е – развивающее влияние на психику). Т. О., приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка 2 – 3 года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели.
Первый этап – формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.
Второй этап – формирование ориентировок в пространственно игровой среде.
Третий этап – формирование положительных контактов с ровесниками.
Психолого – педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.
Первый этап – первичная диагностика.
Цель : определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Метод: анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями.
Второй этап – текущая диагностика.
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.
Третий этап – итоговая диагностика.
Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.
Метод: наблюдение.
Методическая копилка (практический инструментарий)
Ребенок идет в детский сад. Как родителям надо готовить ребенка …
• Тренировать у ребенка буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
• Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с д/с.
• Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогнатическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
• Устранить по возможности анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
• Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
• Отправить ребенка в д/с лишь при условии, что он абсолютно здоров.
• Не отдавать ребенка в д/с в разгаре кризиса трех лет.
• Заранее узнать все новые моменты в режиме дня д/с и ввести их в режим дня ребенка дома.
• Повысить роль закаливающих мероприятий.
• Оформить в д/с по месту жительства.
• Как можно раньше познакомить малыша с детьми в д/с и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
• Стараться отдать ребенка в группу, где у него есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
• Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
• Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
• Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
• Чтобы ваш ребенок был как надо подготовлен к д/с, следует прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к ДОУ.
• Необходимо готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в д/с.
• Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организационного коллектива у вас была возможность оставлять там его не на целый день.
• Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Смысловая ситуация (метафоры).
«Правила», которые могут «убить» душу ребенка:
• Родители – хозяева зависимого от них ребенка.
• Родители определяют, что хорошо и что плохо.
• Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
• Родители всегда должны быть защищены.
• Детское самоутверждение в жизни создает угрозу родителю.
• Ребенок должен быть сломлен, и, чем раньше, тем лучше.
• Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, и не замечает этого, и не может разоблачать родителей.
«Волшебные слова» - аффирмации.
• Как хорошо, что ты у меня есть
• Как хорошо, что ты у нас родился
• Я рада тебя видеть.
• Ты мне очень нравишься.
• Я люблю, когда ты дома.
• Мне хорошо, когда мы вместе.