Папки-передвижки

Семинар «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Маркетинг в песочнице».

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Маркетинг в песочнице».
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Маркетинг в песочнице».

Автор : Варкентин Светлана

Валентиновна

педагог – психолог

МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть:

• Ясли: плюсы и минусы. Медицинские и психологические факторы, препятствующие посещению ДОУ детьми 2,5 – 3 лет. ;

• Кризис 3 лет. Как надо и не надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.

Публикация «Семинар „Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста, Маркетинг в песочнице“,» размещена в разделах

• Психолого – педагогическая поддержка ребенка в период Адаптации к ДОУ. Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям. Показатели адаптационных возможностей ребенка второго – третьего года жизни. (Ю. А. Афонькина. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста).

• Разработка индивидуального образовательного маршрута

3. Практический инструментарий. Ребенок идет в д/с. Как надо готовить ребенка к поступлению в ДОУ. (практические рекомендации). Смысловая ситуация (метафоры).

4. Адаптационные игры с детьми.

5. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

1. Адаптация. Этапы адаптации (по Е. И. Морозовой): негативистический, псевдоадаптация, подлинная адаптация.

2. Основные критерии подлинной адаптации.

3. Технология психолого – педагогической поддержки ребенка в адаптационный период. Принципы развития и концентричности. Приспособительная и конструирующая концепции.

4. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ. (первичная д –ка, текущая д – ка, итоговая д –ка).

Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ясли : плюсы и минусы.

Часто можно увидеть следующую картину – в первые дни посещения яслей ребенок возбужден, беспокоен, а в дальнейшем становится заторможенным и вялым. Он словно оглушен тем, что попал в новую, непривычную среду : здесь много незнакомых и не интересующих его (пока) сверстников, здесь иной, чем дома, режим дня. И взрослые – тоже незнакомые и далеко не всегда ласковые. А самый близкий человек - мама куда – то пропала.

Эмоциональный шок, испытываемый детьми, резко снижает защитные силы организма, они начинают то и дело болеть. Отчасти, конечно, причина и в том, что новички «подхватывают» инфекцию от сверстников, за которыми нет должного ухода дома,и которых нередко отправляют в ясли, даже когда они больны. Но все же инфекция – не главная, а второстепенная причина. Болеют как раз те дети, которые не могут адаптироваться и испытывают сильный стресс при определении в ясли.

Легче привыкают к яслям дети, которым дома недоставало тепла, любви, ласки и заботы. У них заметно снижена способность к состраданию и устойчивой привязанности, невысок уровень умственного развития. Часто они подвижны сверх меры, у них слабо выражен или отсутствует инстинкт самосохранения, и нет даже обычных для этого возраста страхов. Такие дети несомненно, доставляют воспитателям немало хлопот : уж очень непоседливы и возбудимы. Достается от них и эмоционально чувствительным и впечатлительным детям, не способным постоять за себя.

Когда же здоровые дети готовы посещать ясли и могут пойти туда без особых осложнений? По мнению педагогов и психологов – в двухлетнем возрасте. Тогда у них уже нет страха перед незнакомыми взрослыми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Положительным будет и нередко лучшая, чем дома, социализация ребенка – приучение его к навыкам самообслуживания и дисциплине.

Готовность к яслям в два года все же не у всех детей одинакова. Существуют половые различия : мальчики привязаны к матери более заметно, чем девочки, и сильнее реагируют на разлуку. Поэтому рекомендовать как более благоприятный для адаптации возраст – 2 года приходится преимущественно для девочек. У мальчиков такой возраст часто составляет 2,5 года.

Трудным, а то и невозможным будет посещение яслей соматически и физически ослабленным детям. Они либо сразу заболевают, либо чахнут : худеют даже при отсутствии внешних признаков заболевания, постоянно температурят. В ответ на стресс при определении в ясли мальчики болеют в два раза чаще девочек, зато последние настолько же чаще испытывают страхи. Значительно осложняют ситуацию прививки, сделанные незадолго до посещения яслей, поскольку они в той или иной мере ослабляют защитные силы организма. Так что, для часто болеющих детей ясли вообще противопоказаны.

Особого разговора заслуживают нервно ослабленные дети. Проявления нервности разнообразны – от незначительно выраженных признаков так называемой минимальной мозговой недостаточности и невропатии до неврозов и органической мозговой недостаточности. При всех этих видах нервности детей не стоит отдавать в ясли. Они не успевают адаптироваться и заболевают, а частые болезни только усиливают их нервность, закрепляют ее на многие годы из – за ослабления защитных сил организма. К тому же в дальнейшем такие дети труднее адаптируются к детскому саду и даже к школе.

Психологические факторы, препятствующие посещению д/с детьми до 2,5 – 3 лет:

1. Последствия тяжелого течения беременности и родов;

2. Различные виды нервности;

3. Общая ослабленность ребенка;

4. Заостренная привязанность к матери;

5. Беспокойство в ее отсутствие;

6. Страх перед незнакомыми лицами;

7. Общая боязливость.

Кризис трех лет.

По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Обычно в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Необходимо помнить, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш малыш очень резко изменился (и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте ему самостоятельность, чтобы он насладился ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет у вас – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а, может быть, - можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, а у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И вдруг – что – то почему – то нельзя, что – то запрещено, в чем – то отказывают ему. Ребенку трудно понять, почему изменяется система требований.

И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.

Например, ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашиваете его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

В 3 года самоуважению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие – нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для письма.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.

Как НЕ НАДО вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет.

• Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

• Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

• Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

• Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

ЗАПОМНИТЕ: все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!

Психолого – педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ.

Ключевые слова и выражения.

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.

Адаптация протекает тяжело, если она неправильно организована:

• Не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;

• Процесс адаптации ускоряется взрослыми;

• Неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

Проявление дезадаптации зависит от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики.

У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке.

Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по – своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности (повышенная чувствительность к событиям, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Приспособление имеет «болезненный» характер.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:

• Положительный эмоциональный фон;

• Продуктивность действий в новых условиях;

• Гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

• Инициативность в контактах со взрослыми, сверстниками;

• Организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

• Наличие самостоятельной деятельности по интересам.

В основу «Технологии психолого – педагогической поддержки ребенка в адаптационный период» положены принципы развития и концентричности.

Принцип развития предполагает в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помощь в выработке ребенком нового способа жизнедеятельности, перестройке его активности в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения (т. е – развивающее влияние на психику). Т. О., приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка 2 – 3 года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели.

Первый этап – формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.

Второй этап – формирование ориентировок в пространственно игровой среде.

Третий этап – формирование положительных контактов с ровесниками.

Психолого – педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.

Первый этап – первичная диагностика.

Цель : определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Метод: анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями.

Второй этап – текущая диагностика.

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.

Третий этап – итоговая диагностика.

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

Метод: наблюдение.

Методическая копилка (практический инструментарий)

Ребенок идет в детский сад. Как родителям надо готовить ребенка …

• Тренировать у ребенка буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

• Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с д/с.

• Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогнатическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.

• Устранить по возможности анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

• Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

• Отправить ребенка в д/с лишь при условии, что он абсолютно здоров.

• Не отдавать ребенка в д/с в разгаре кризиса трех лет.

• Заранее узнать все новые моменты в режиме дня д/с и ввести их в режим дня ребенка дома.

• Повысить роль закаливающих мероприятий.

• Оформить в д/с по месту жительства.

• Как можно раньше познакомить малыша с детьми в д/с и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

• Стараться отдать ребенка в группу, где у него есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

• Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

• Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

• Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

• Чтобы ваш ребенок был как надо подготовлен к д/с, следует прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к ДОУ.

• Необходимо готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в д/с.

• Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организационного коллектива у вас была возможность оставлять там его не на целый день.

• Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Смысловая ситуация (метафоры).

«Правила», которые могут «убить» душу ребенка:

• Родители – хозяева зависимого от них ребенка.

• Родители определяют, что хорошо и что плохо.

• Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.

• Родители всегда должны быть защищены.

• Детское самоутверждение в жизни создает угрозу родителю.

• Ребенок должен быть сломлен, и, чем раньше, тем лучше.

• Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, и не замечает этого, и не может разоблачать родителей.

«Волшебные слова» - аффирмации.

• Как хорошо, что ты у меня есть

• Как хорошо, что ты у нас родился

• Я рада тебя видеть.

• Ты мне очень нравишься.

• Я люблю, когда ты дома.

• Мне хорошо, когда мы вместе.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Маркетинг в песочнице».
Опубликовано: 19 июня 2013 в 19:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Маркетинг в песочнице».» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валентиновна Варкентин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД