Получи документы

Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов»

Елена Молчанова
Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.

Но прежде, чем начать наш разговор, я бы хотела услышать ответ вот на какой вопрос:

- Часто ли в ходе выполнения профессиональных задач вы испытываете психоэмоциональные нагрузки? (ответы педагогов).

Публикация «Практикум „Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

- Я с вами абсолютно согласна. Современная жизнь сопряжена с многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера. И это требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации, в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психические состояния педагогов снижают эффективность воспитания детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с коллегами и родителями.

Вследствие чего, педагогам требуются многоаспектные и разносторонние знания по данному вопросу. Поэтому наш разговор сегодня пойдет о проблеме профессионального выгорания педагогов, о внутренних и внешних факторах, его порождающих. Мы познакомимся с методами и приемами для налаживания продуктивного взаимодействия с участниками педагогического процесса.

Эпиграфом нашей встречи я выбрала стихотворение «Свободный разговор» :

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем, о том, что хорошо, и что не очень.

Чего-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим?

- Поговорим! Вдруг будет интересно!

Тема: «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов».

Цель: способствовать росту профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.

Задачи: 1. Информировать педагогов по проблеме эмоционального выгорания.

2. Развивать педагогическую рефлексию.

3. Разивать практические умения педагогов конструктивного общения.

Планируемый результат: 1. Актуализация знаний по данному вопросу.

2. Наличие практических умений конструктивного общения.

Сейчас мы проведем игровую разминку, которая поможет нам настроиться на деловую работу.

Приветствие «Улыбка» ( Цель: принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создание положительного эмоционального настроя на занятие).

«Поприветствуйте своего партнера по общению открытой доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько приятных слов».

«Разогревка – самооценка» ( Цель: создание теплой атмосферы в группе и сплочение ее участников).

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, - похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для педагогов более важна практическая информация, чем теоретическая, - потопайте ногами.

- Если вы считаете, что педагоги обучаются так же как и дети, кивните головой…

- Если вы думаете, что желание взрослых зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой…

- Если вы верите, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, встаньте…

- Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь. Улыбнулись? Значит, готовы к занятию.

II. Основная часть.

В создании благоприятной атмосферы в ДОУ одна из главных ролей отводится педагогу, воспитателю, и в первую очередь – этической стороне его деятельности.

К. М. Левитан писал: «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность». В своей книге «Педагогическая деонтология» К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но окончательно его сжав, можно выделить главный – «Не навреди!». Не навреди коллеге, родителю, воспитаннику, чтобы не навредить никому.

Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею различные аспекты общения : внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать. Педагоги ДОУ несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень большая ответственность. А еще – многочисленные проверки, горы документации, аттестация, неблагоприятный психологический климат в коллективе и т. д. – как результат – нервное перенапряжение.

В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание».

Сейчас хотелось бы предоставить слово психологу.

«Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В. В. Бойко).

Ученые выделяют три стадии данного синдрома:

1 стадия- на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких – либо моментов («провалы в памяти», сбои в выполнении каких – либо двигательных действий.

Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или склерозом. Первая стадия может формироваться в течение 3 – 5 лет.

2 стадия – наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (дома, с друзьями, «в четверг ощущение, что уже пятница», неделя длится нескончаемо; проявление таких симптомов, как: нет сил, энергии, головные боли по вечерам, «мертвый сон без сноведений», повышенная раздражительность.

Время формирования данной стадии от 5 до 15 лет.

3 стадия: собственно личностное выгорание. Характерна потеря интереса к работе и жизни, отступление, эмоциональное безразличие, стремление к уединению.

Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Английские ученые исследовали зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы из 22 позиций находятся профессии: шахтера (8,3 балла по 10-ти бальной шкале, полицейского (7,7 баллов, на восьмой позиции профессия педагога (6,2 балла, замыкают таблицу работники музея (2,8 балла, библиотекари (2 балла).

Самое время узнать, как обстоят дела со стрессоустойчивостью у наших педагогов. Педагогам были предложены тесты «Состояние нервной системы» (автор К. Либельт, «Уровень тревожности личности» (Спилбергер – Ханин). Какие же получились результаты?

1. С утверждением «Я легко могу заплакать» согласились все педагоги : 50% - «часто», 50% - «иногда».

2. На вопрос «Часто ли бываете разражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?» - 45% педагогов ответили «Да, часто»;

55 % ответили «Редко».

3. Отвечая на вопрос «Часто ли вас охватывает сильное беспокойство, когда думаете о своих делах, заботах?» позиция педагогов выглядит следующим образом: 8% - всегда; 42% - часто; 50%– иногда.

4. С утверждением «Я принимаю все слишком близко к сердцу» согласились: 42% - всегда, 42% - часто; 8% - иногда.

5. На вопрос «Бывают ли у вас резкие смены настроения?» педагоги ответили следующим образом: 58% - да; 42% - редко.

Таким образом, результаты проведенного тестирования убедительно показали, что большинство педагогов отмечает у себя симптомы эмоционального выгорания, утомления, опустошения.

Поэтому данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. Закон «Об образовании в РФ» основной акцент делает на гуманистический характер образования, что возможно только при благоприятном физическом и психическом здоровье наших педагогов.

Существуют различные внешние (дети, родители, коллеги) и внутренние факторы, под воздействием которых накапливается эмоциональное утомление. И о некоторых из них мы сегодня поговорим для того, чтобы вооружить себя знаниями по данному вопросу.

Проведем блиц-тест «Ролевая карта педагога».

- Какие роли выполняет педагог? (обучение, воспитание, развитие, консультирование, внедрение инноваций, является примером для подражания).

- Проранжируйте данные роли по степени значимости (обозначьте в ней главные, второстепенные, третьестепенные роли).

- Оцените, насколько данные роли были мастерски сыграны вами в ходе вашей профессиональной деятельности (очень хорошо, норма, недостаточно выражено, отсутствует).

- А сейчас я попрошу вас прислушаться к своим ощущениям и определить, что в настоящий момент является для вас «камушком в ботинке», тем, что мы обычно сразу можем и не заметить, тем, что может натереть «больную мазоль», если вовремя его не вытащить. В этом вам поможет ролевая карта педагога. Я буду закидывать «камушки», а вы озвучивать, что они значат лично для вас. Чтобы легче было сформулировать, предлагаю продолжить фразу «В последнее время меня часто огорчало…», «Меня часто выбивало из колеи…».

- Как мы можем воздействовать на ситуацию?

Варианты: - повлиять непосредственно на собеседника;

- попытаться повлиять на обстоятельства;

- попытаться повлиять на самого себя.

- Что сделать легче? (Еще раз обратить внимание на слова К. С. Левитана; «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность»).

- Мы с вами определили проблему, поискали возможные источники ее возникновения. Вывод: в профессиональной деятельности педагога присутствует множество негативных факторов, но несмотря на это, педагогу необходимо уметь сохранить свое физическое и психическое здоровье. Хотелось бы привести слова Альберта Эллиса «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем», т. е. все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.

Методы отреагирования могут быть разные:

- прямые

- косвенные.

Примерами прямых суждений могут быть суждения типа: «Ты прав», «Вы не правы», «Плохо», «Хорошо». Косвенные способы: - активное слушание;

- Я – сообщение; - Ты - сообщение и т. д.

На них мы сейчас и остановимся.

Воспитателям предлагаются проблемные ситуации :

1 ситуация: «В детском саду, в медицинском кабинете в присутствии воспитателя ребенку сделали укол, ребенок плачет: «Доктор плохой, он сделал мне больно!».

Воспитатель: «не плачь, ты уже большой, до свадьбы заживет».

2 ситуация: «На прогулке ребенок в слезах подбегает к воспитателю и жалуется: «Мишка забрал у меня мою машинку».

Воспитатель: «У тебя отняли машинку? Ты огорчен? Рассержен на него? Он поиграет и отдаст».

- Какие чувства испытывает ребенок в этих ситуациях? (обижен, огорчен).

- Давайте проанализируем реплики педагога. В чем вы видите их разницу? (ответы).

Вы абсолютно правы. Если у ребенка сильная эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно выслушать ребенка, это значит «возвратить ему в беседе то, о чем он поведал, при этом обозначив его чувство, что и сделал воспитатель во второй ситуации («Ты огорчен? Рассержен). Надо дать ребенку понять, что вы знаете о его переживании, вы его «слышите», нужно назвать это чувство «по-имени». Этот метод в психологии называется «активное слушание».

Схема: - повторение услышанного («У тебя отняли машинку?»).

- обозначение чувства («Ты огорчен, расстроен?»).

- реакция («Он поиграет и отдаст»).

Согласно данной схеме давайте правильно разрешим ситуацию.

Зачитывается следующая проблемная ситуация: «Ребенок шалил за столом, и, несмотря на неоднократные предупреждения, пролил молоко…».

- Ваша реакция… (ответы педагогов фиксируются на доске).

- После таких слов, какие чувства испытывает ребенок?

- Как у любого человека – ребенка, педагога, родителя – такие высказывания оставляют чувство горечи, обиды. Заметьте, во всех этих высказываниях используются слова «Ты», «Тебе», «Тебя». Поэтому высказывания такого рода психологи называют «Ты – сообщение». Каждое «ты – сообщение» содержит критику, обвинение, т. е. провоцирует человека на грубость, агрессию, результате чего может разыграться конфликтная ситуация. («Вы сегодня не в форме», «Вы сегодня опоздали», ««Вам уже не раз было сказано…», «Вас уже не раз предупреждали…»).

- Более эффективным влиянием на человека являются «Я – сообщения». Они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Главная цель «Я – сообщений» - довести до ребенка, коллеги, родителя – свое мнение, свое чувство, свою позицию. В такой форме другой услышит и поймет гораздо быстрее.

«Я – сообщения» сопровождаются местоимениями «Я», «Мне», «Меня».

Схема: - событие («Разлил молоко», - ваша реакция («Я огорчена», - предпочитаемый исход («Мне очень хотелось бы …»).

Вернемся к нашей ситуации. Давайте разрешим ее, используя «Я – сообщение».

Педагогу в профессиональной деятельности полезно руководствоваться правилами общения. Уважаемые коллеги! На ваших столах лежат памятки «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта».

Предлагаю ознакомиться с данными правилами:

1. Развивайте культуру общения : в разговоре с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте сдержанность и терпимость к иным точкам зрения; умейте выслушать собеседника, понять его, встать на его точку зрения, признать его правоту, убедить в своей правоте.

2. Будьте демократичны в общении с родителями- не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.

3. Помните, не авторитарный процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров. Основа сотрудничества – взаимоуважение, взаимообогащение, взаимодополнение участвующих сторон.

4. Помните, опора на положительные качества ребенка- основа доверия родителей к ребенку.

5. Учитывайте специфику семьи и формируйте представления родителей о ДОУ как о воспитательно-образовательном социальном институте.

6. Не забывайте, что взаимодействие семьи и ДОУ не возможно без знания каждой стороной особенностей друг друга.

7. Изучайте и пропагандируйте положительный опыт конкретной семьи для использовании его с другими родителями.

А теперь прошу высказать свое мнение:

- Каких правил придерживаетесь вы? С какими не согласны? Какие из них вызывают у вас протест? Ваши дополнения, советы. Будете руководствоваться ими?

Давайте обратимся к памятке «Словарь языка принятия».

Язык принятия Язык непринятия

1. Оценка поступка, а не личности

2. Комплимент

3. ласковые слова

4. Поддерживающие слова

5. Сравнение с самим собой, а не с другими

6. слова одобрения, согласия

7. Поощрение

8. Позитивные телесные контакты - прикосновения, улыбка, объятия, контакты глаз, поглаживания

9. Доброжелательная интонация 1. негативная оценка личности

2. Критика

3. Слова упрека

4. Команды, приказы, распоряжения

5. Слова, принижающие чувства собственной значимости, самооценку

6. Сравнение с другим, не в лучшую сторону

7. Подчеркивание неудачи

8. Уход от контакта, отшучивание

9. Негативная интонация, угрожающая мимика

Просьба: - отметить знаком «+» те пункты, которые используются вами в педагогической деятельности и сделайте для себя выводы.

«Острое блюдо»

Вносится блюдо, на котором нарезаны цветные полоски с напечатанными на них «острыми ситуациями».

Предлагаю разделиться на команды, каждой группе прокомментировать ситуации и предложить свой вариант ее разрешения (Приложение 1).

Задание «Тренируем интонацию»

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче вербальной информации собеседнику.

«Мне не безразличны успехи вашего ребенка…»

«Мне бы хотелось большей откровенности в нашем разговоре» - с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.

- Ну и, конечно, что бы мы делали без юмора. Золотые дети посещают наш детский сад. А какие заботливые! Вот их советы по сохранению здоровья любимых воспитателей. Просмотр видеозаписи.

111. Заключительная часть.

Нача встреча подходит к концу. Но в заключении хочу напомнить вам о вашем «камушке в ботинке». Есть одна маленькая хитрость – мудрость педагога – свои ошибки превращать в достоинства. Как песчинка, попадающая в раковину, пусть ваш камушек превратится в жемчужину – жемчужину вашего опыта, какой- то новый прием, удачную находку. Главное, поместить его туда, куда надо.

Наше мероприятие подошло к завершению. Спасибо вам за активное участие. Сегодня мы плодотворно поработали, пополнили свои знания по проблемам педагогического общения. Давайте снова обратимся к поставленным задачам (зачитать). Я думаю, они выполнены.

Мне было бы очень интересно услышать ваше мнение о проведенном мероприятия. Свое отношение вы можете выразить в таблице «Мое отношение к встрече» (висит на стене)

Мне понравилось Мне не понравилось

1. Узнала очень много нового

2. Пополнила свои знания по проблемам педагогического общения и другие…. 1. Я и так все знала

2. Встреча прошла скучно и бесполезно и другие….

Педагоги берут из кармашка значки из липкой ленты и прикрепляют напротив того высказывания с которым согласны или пишут свои.

Мне тоже было очень приятно строить с вами деловые отношения, было отрадно услышать некоторые оригинальные решения по многим рассмотренным вопросам. На следующем занятии мы продолжим разговор о проблемах педагогического общения.

До новой встречи!

Звучит музыка В. Шаинского «Улыбка»

Педагоги просматривают выставку литературы по проблеме.

Приложение 1.

«Острое блюдо»

Педагогические ситуации :

1. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснила нежелательность опозданий ребенка в детский сад к утренней гимнастике. Миша очень спортивный мальчик, в последнее время появляется в дверях группы, когда завтрак уже заканчивается. Используйте технику «Я – сообщение».

2. «Я вам давно хотела сказать о плохом поведении вашего сына», - обратился воспитатель к матери одно из воспитанников, увидев ее в дверях группы. Мать ответила, что очень торопится и поспешила уйти. Воспитатель был удивлен безразличием матери к ребенку, чем и поделился с коллегами по работе. Как должна была начать разговор воспитатель Используйте технику «Я – сообщение».

3. В старшей группе все дети после прогулки умылись и чистые сели за стол. Мища очень медлительный ребенок. Наконец, раздевшись, сел за стол с грязными руками. Воспитатель воскликнул: «Ну-ка марш из за стола в умывальную». Какими будут ваши действии?

4. Маша подбежала к воспитателю с жалобой:

– А Петров дерется! Он мою игру сломал. Я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

Девочка заплакала.

Какими будут ваши действия. Используйте технику «активного слушания».

Публикации по теме:

Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семинар «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов» Конспект семинара-тренинга «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов» Цель: Профилактика синдрома.

Консультация для педагогов «Этика профессионального поведения в ДОУ» «Этика профессионального поведения в ДОУ» старший воспитатель: Сапожкова Л. П. Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус,.

Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Увеличение времени, отводимого на.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня 1. Организационный этап: Игры на сотрудничество: - Здравствуй, ты представляешь?. ; - Деление по признаку (деление по признаку на две.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Составила: старший воспитатель Богатова С. М. 28. 03. 2013 год Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Семинар-практикум для педагогов «Витаминиада» Семинар - практикум «Витаминиада» (школа здоровья для педагогов.) Цель. Формирование потребности в здоровом образе жизни, в рациональном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 12:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Молчанова (УИ 496812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД