Елена Молчанова
Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.
Но прежде, чем начать наш разговор, я бы хотела услышать ответ вот на какой вопрос:
- Часто ли в ходе выполнения профессиональных задач вы испытываете психоэмоциональные нагрузки? (ответы педагогов).
Публикация «Практикум „Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
- Я с вами абсолютно согласна. Современная жизнь сопряжена с многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера. И это требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации, в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психические состояния педагогов снижают эффективность воспитания детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с коллегами и родителями.
Вследствие чего, педагогам требуются многоаспектные и разносторонние знания по данному вопросу. Поэтому наш разговор сегодня пойдет о проблеме профессионального выгорания педагогов, о внутренних и внешних факторах, его порождающих. Мы познакомимся с методами и приемами для налаживания продуктивного взаимодействия с участниками педагогического процесса.
Эпиграфом нашей встречи я выбрала стихотворение «Свободный разговор» :
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем, о том, что хорошо, и что не очень.
Чего-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим?
- Поговорим! Вдруг будет интересно!
Тема: «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов».
Цель: способствовать росту профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.
Задачи: 1. Информировать педагогов по проблеме эмоционального выгорания.
2. Развивать педагогическую рефлексию.
3. Разивать практические умения педагогов конструктивного общения.
Планируемый результат: 1. Актуализация знаний по данному вопросу.
2. Наличие практических умений конструктивного общения.
Сейчас мы проведем игровую разминку, которая поможет нам настроиться на деловую работу.
Приветствие «Улыбка» ( Цель: принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создание положительного эмоционального настроя на занятие).
«Поприветствуйте своего партнера по общению открытой доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько приятных слов».
«Разогревка – самооценка» ( Цель: создание теплой атмосферы в группе и сплочение ее участников).
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, - похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для педагогов более важна практическая информация, чем теоретическая, - потопайте ногами.
- Если вы считаете, что педагоги обучаются так же как и дети, кивните головой…
- Если вы думаете, что желание взрослых зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой…
- Если вы верите, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, встаньте…
- Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь. Улыбнулись? Значит, готовы к занятию.
II. Основная часть.
В создании благоприятной атмосферы в ДОУ одна из главных ролей отводится педагогу, воспитателю, и в первую очередь – этической стороне его деятельности.
К. М. Левитан писал: «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность». В своей книге «Педагогическая деонтология» К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но окончательно его сжав, можно выделить главный – «Не навреди!». Не навреди коллеге, родителю, воспитаннику, чтобы не навредить никому.
Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею различные аспекты общения : внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать. Педагоги ДОУ несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень большая ответственность. А еще – многочисленные проверки, горы документации, аттестация, неблагоприятный психологический климат в коллективе и т. д. – как результат – нервное перенапряжение.
В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание».
Сейчас хотелось бы предоставить слово психологу.
«Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В. В. Бойко).
Ученые выделяют три стадии данного синдрома:
1 стадия- на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких – либо моментов («провалы в памяти», сбои в выполнении каких – либо двигательных действий.
Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или склерозом. Первая стадия может формироваться в течение 3 – 5 лет.
2 стадия – наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (дома, с друзьями, «в четверг ощущение, что уже пятница», неделя длится нескончаемо; проявление таких симптомов, как: нет сил, энергии, головные боли по вечерам, «мертвый сон без сноведений», повышенная раздражительность.
Время формирования данной стадии от 5 до 15 лет.
3 стадия: собственно личностное выгорание. Характерна потеря интереса к работе и жизни, отступление, эмоциональное безразличие, стремление к уединению.
Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Английские ученые исследовали зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы из 22 позиций находятся профессии: шахтера (8,3 балла по 10-ти бальной шкале, полицейского (7,7 баллов, на восьмой позиции профессия педагога (6,2 балла, замыкают таблицу работники музея (2,8 балла, библиотекари (2 балла).
Самое время узнать, как обстоят дела со стрессоустойчивостью у наших педагогов. Педагогам были предложены тесты «Состояние нервной системы» (автор К. Либельт, «Уровень тревожности личности» (Спилбергер – Ханин). Какие же получились результаты?
1. С утверждением «Я легко могу заплакать» согласились все педагоги : 50% - «часто», 50% - «иногда».
2. На вопрос «Часто ли бываете разражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?» - 45% педагогов ответили «Да, часто»;
55 % ответили «Редко».
3. Отвечая на вопрос «Часто ли вас охватывает сильное беспокойство, когда думаете о своих делах, заботах?» позиция педагогов выглядит следующим образом: 8% - всегда; 42% - часто; 50%– иногда.
4. С утверждением «Я принимаю все слишком близко к сердцу» согласились: 42% - всегда, 42% - часто; 8% - иногда.
5. На вопрос «Бывают ли у вас резкие смены настроения?» педагоги ответили следующим образом: 58% - да; 42% - редко.
Таким образом, результаты проведенного тестирования убедительно показали, что большинство педагогов отмечает у себя симптомы эмоционального выгорания, утомления, опустошения.
Поэтому данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. Закон «Об образовании в РФ» основной акцент делает на гуманистический характер образования, что возможно только при благоприятном физическом и психическом здоровье наших педагогов.
Существуют различные внешние (дети, родители, коллеги) и внутренние факторы, под воздействием которых накапливается эмоциональное утомление. И о некоторых из них мы сегодня поговорим для того, чтобы вооружить себя знаниями по данному вопросу.
Проведем блиц-тест «Ролевая карта педагога».
- Какие роли выполняет педагог? (обучение, воспитание, развитие, консультирование, внедрение инноваций, является примером для подражания).
- Проранжируйте данные роли по степени значимости (обозначьте в ней главные, второстепенные, третьестепенные роли).
- Оцените, насколько данные роли были мастерски сыграны вами в ходе вашей профессиональной деятельности (очень хорошо, норма, недостаточно выражено, отсутствует).
- А сейчас я попрошу вас прислушаться к своим ощущениям и определить, что в настоящий момент является для вас «камушком в ботинке», тем, что мы обычно сразу можем и не заметить, тем, что может натереть «больную мазоль», если вовремя его не вытащить. В этом вам поможет ролевая карта педагога. Я буду закидывать «камушки», а вы озвучивать, что они значат лично для вас. Чтобы легче было сформулировать, предлагаю продолжить фразу «В последнее время меня часто огорчало…», «Меня часто выбивало из колеи…».
- Как мы можем воздействовать на ситуацию?
Варианты: - повлиять непосредственно на собеседника;
- попытаться повлиять на обстоятельства;
- попытаться повлиять на самого себя.
- Что сделать легче? (Еще раз обратить внимание на слова К. С. Левитана; «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность»).
- Мы с вами определили проблему, поискали возможные источники ее возникновения. Вывод: в профессиональной деятельности педагога присутствует множество негативных факторов, но несмотря на это, педагогу необходимо уметь сохранить свое физическое и психическое здоровье. Хотелось бы привести слова Альберта Эллиса «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем», т. е. все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.
Методы отреагирования могут быть разные:
- прямые
- косвенные.
Примерами прямых суждений могут быть суждения типа: «Ты прав», «Вы не правы», «Плохо», «Хорошо». Косвенные способы: - активное слушание;
- Я – сообщение; - Ты - сообщение и т. д.
На них мы сейчас и остановимся.
Воспитателям предлагаются проблемные ситуации :
1 ситуация: «В детском саду, в медицинском кабинете в присутствии воспитателя ребенку сделали укол, ребенок плачет: «Доктор плохой, он сделал мне больно!».
Воспитатель: «не плачь, ты уже большой, до свадьбы заживет».
2 ситуация: «На прогулке ребенок в слезах подбегает к воспитателю и жалуется: «Мишка забрал у меня мою машинку».
Воспитатель: «У тебя отняли машинку? Ты огорчен? Рассержен на него? Он поиграет и отдаст».
- Какие чувства испытывает ребенок в этих ситуациях? (обижен, огорчен).
- Давайте проанализируем реплики педагога. В чем вы видите их разницу? (ответы).
Вы абсолютно правы. Если у ребенка сильная эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно выслушать ребенка, это значит «возвратить ему в беседе то, о чем он поведал, при этом обозначив его чувство, что и сделал воспитатель во второй ситуации («Ты огорчен? Рассержен). Надо дать ребенку понять, что вы знаете о его переживании, вы его «слышите», нужно назвать это чувство «по-имени». Этот метод в психологии называется «активное слушание».
Схема: - повторение услышанного («У тебя отняли машинку?»).
- обозначение чувства («Ты огорчен, расстроен?»).
- реакция («Он поиграет и отдаст»).
Согласно данной схеме давайте правильно разрешим ситуацию.
Зачитывается следующая проблемная ситуация: «Ребенок шалил за столом, и, несмотря на неоднократные предупреждения, пролил молоко…».
- Ваша реакция… (ответы педагогов фиксируются на доске).
- После таких слов, какие чувства испытывает ребенок?
- Как у любого человека – ребенка, педагога, родителя – такие высказывания оставляют чувство горечи, обиды. Заметьте, во всех этих высказываниях используются слова «Ты», «Тебе», «Тебя». Поэтому высказывания такого рода психологи называют «Ты – сообщение». Каждое «ты – сообщение» содержит критику, обвинение, т. е. провоцирует человека на грубость, агрессию, результате чего может разыграться конфликтная ситуация. («Вы сегодня не в форме», «Вы сегодня опоздали», ««Вам уже не раз было сказано…», «Вас уже не раз предупреждали…»).
- Более эффективным влиянием на человека являются «Я – сообщения». Они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Главная цель «Я – сообщений» - довести до ребенка, коллеги, родителя – свое мнение, свое чувство, свою позицию. В такой форме другой услышит и поймет гораздо быстрее.
«Я – сообщения» сопровождаются местоимениями «Я», «Мне», «Меня».
Схема: - событие («Разлил молоко», - ваша реакция («Я огорчена», - предпочитаемый исход («Мне очень хотелось бы …»).
Вернемся к нашей ситуации. Давайте разрешим ее, используя «Я – сообщение».
Педагогу в профессиональной деятельности полезно руководствоваться правилами общения. Уважаемые коллеги! На ваших столах лежат памятки «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта».
Предлагаю ознакомиться с данными правилами:
1. Развивайте культуру общения : в разговоре с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте сдержанность и терпимость к иным точкам зрения; умейте выслушать собеседника, понять его, встать на его точку зрения, признать его правоту, убедить в своей правоте.
2. Будьте демократичны в общении с родителями- не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.
3. Помните, не авторитарный процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров. Основа сотрудничества – взаимоуважение, взаимообогащение, взаимодополнение участвующих сторон.
4. Помните, опора на положительные качества ребенка- основа доверия родителей к ребенку.
5. Учитывайте специфику семьи и формируйте представления родителей о ДОУ как о воспитательно-образовательном социальном институте.
6. Не забывайте, что взаимодействие семьи и ДОУ не возможно без знания каждой стороной особенностей друг друга.
7. Изучайте и пропагандируйте положительный опыт конкретной семьи для использовании его с другими родителями.
А теперь прошу высказать свое мнение:
- Каких правил придерживаетесь вы? С какими не согласны? Какие из них вызывают у вас протест? Ваши дополнения, советы. Будете руководствоваться ими?
Давайте обратимся к памятке «Словарь языка принятия».
Язык принятия Язык непринятия
1. Оценка поступка, а не личности
2. Комплимент
3. ласковые слова
4. Поддерживающие слова
5. Сравнение с самим собой, а не с другими
6. слова одобрения, согласия
7. Поощрение
8. Позитивные телесные контакты - прикосновения, улыбка, объятия, контакты глаз, поглаживания
9. Доброжелательная интонация 1. негативная оценка личности
2. Критика
3. Слова упрека
4. Команды, приказы, распоряжения
5. Слова, принижающие чувства собственной значимости, самооценку
6. Сравнение с другим, не в лучшую сторону
7. Подчеркивание неудачи
8. Уход от контакта, отшучивание
9. Негативная интонация, угрожающая мимика
Просьба: - отметить знаком «+» те пункты, которые используются вами в педагогической деятельности и сделайте для себя выводы.
«Острое блюдо»
Вносится блюдо, на котором нарезаны цветные полоски с напечатанными на них «острыми ситуациями».
Предлагаю разделиться на команды, каждой группе прокомментировать ситуации и предложить свой вариант ее разрешения (Приложение 1).
Задание «Тренируем интонацию»
Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче вербальной информации собеседнику.
«Мне не безразличны успехи вашего ребенка…»
«Мне бы хотелось большей откровенности в нашем разговоре» - с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.
- Ну и, конечно, что бы мы делали без юмора. Золотые дети посещают наш детский сад. А какие заботливые! Вот их советы по сохранению здоровья любимых воспитателей. Просмотр видеозаписи.
111. Заключительная часть.
Нача встреча подходит к концу. Но в заключении хочу напомнить вам о вашем «камушке в ботинке». Есть одна маленькая хитрость – мудрость педагога – свои ошибки превращать в достоинства. Как песчинка, попадающая в раковину, пусть ваш камушек превратится в жемчужину – жемчужину вашего опыта, какой- то новый прием, удачную находку. Главное, поместить его туда, куда надо.
Наше мероприятие подошло к завершению. Спасибо вам за активное участие. Сегодня мы плодотворно поработали, пополнили свои знания по проблемам педагогического общения. Давайте снова обратимся к поставленным задачам (зачитать). Я думаю, они выполнены.
Мне было бы очень интересно услышать ваше мнение о проведенном мероприятия. Свое отношение вы можете выразить в таблице «Мое отношение к встрече» (висит на стене)
Мне понравилось Мне не понравилось
1. Узнала очень много нового
2. Пополнила свои знания по проблемам педагогического общения и другие…. 1. Я и так все знала
2. Встреча прошла скучно и бесполезно и другие….
Педагоги берут из кармашка значки из липкой ленты и прикрепляют напротив того высказывания с которым согласны или пишут свои.
Мне тоже было очень приятно строить с вами деловые отношения, было отрадно услышать некоторые оригинальные решения по многим рассмотренным вопросам. На следующем занятии мы продолжим разговор о проблемах педагогического общения.
До новой встречи!
Звучит музыка В. Шаинского «Улыбка»
Педагоги просматривают выставку литературы по проблеме.
Приложение 1.
«Острое блюдо»
Педагогические ситуации :
1. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснила нежелательность опозданий ребенка в детский сад к утренней гимнастике. Миша очень спортивный мальчик, в последнее время появляется в дверях группы, когда завтрак уже заканчивается. Используйте технику «Я – сообщение».
2. «Я вам давно хотела сказать о плохом поведении вашего сына», - обратился воспитатель к матери одно из воспитанников, увидев ее в дверях группы. Мать ответила, что очень торопится и поспешила уйти. Воспитатель был удивлен безразличием матери к ребенку, чем и поделился с коллегами по работе. Как должна была начать разговор воспитатель Используйте технику «Я – сообщение».
3. В старшей группе все дети после прогулки умылись и чистые сели за стол. Мища очень медлительный ребенок. Наконец, раздевшись, сел за стол с грязными руками. Воспитатель воскликнул: «Ну-ка марш из за стола в умывальную». Какими будут ваши действии?
4. Маша подбежала к воспитателю с жалобой:
– А Петров дерется! Он мою игру сломал. Я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
Девочка заплакала.
Какими будут ваши действия. Используйте технику «активного слушания».