Титова Наталья Анатольевна
Семинар-практикум «Вопросы преемственности — взгляд изнутри». Встреча с педагогами начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум . Встреча с педагогами начальных классов
Будит ли ребёнок успешным в школе, если в детском саду развивать такое качество личности как уверенность?
Верно ли это утверждение?
В каких видах детской деятельности развивается уверенность в себе?
Необходимо ли привлекать к помощи родителей?
14.10.2015. г
«Вопросы преемственности – взгляд изнутри»
Вопросы семинара :
1. Готовность выпускников детского сада к школьному обучению.
2. Практикум:
Публикация «Семинар-практикум „Вопросы преемственности — взгляд изнутри“, Встреча с педагогами начальных классов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
2.1 Внесение дополнений в план работы по преемственности (проведение совместных мероприятий с педагогами, детьми и родителями по вопросам подготовки детей к школе)
2.2. Модель будущего первоклассника
3. Дискуссия:
3.1. Первые дни ребёнка в школе (мнение учителей)
3.2. Успеваемость наших выпускников МБДОУ ДС № 16 «Тополёк»
(мнение, пожелания, рекомендации учителей)
3.3. Обсуждение методических приёмов и форм работы (учителя - логопеды, воспитатели, учителя начальных классов)
4. Принятие решения: выработка единых требований педагогов.
В семинаре участвуют : заместитель директора, учителей начальных классов и школьного психолога.
СЛАЙД 1
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В. А. Сухомлинский).
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Не стоит забывать о том, что период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Д. Б. Эльконин писал: «Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» (СЛАЙД 2.)
Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего: (СЛАЙД 3.)
- доверчивое подчинение авторитету взрослого;
- повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;
- преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).
Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.
(СЛАЙД 4.) Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.
Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, так как, после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания.
Работа в этом направлении в нашем детском саду начинается с определения возможностей ребёнка и подбора индивидуальных условий (выстраивания индивидуального маршрута – определения необходимой помощи, которую воспитатели и специалисты определяют по результатам педагогической диагностики, т. е соотносят какие затруднения и в чём испытывает тот или иной ребёнок. В соответствии с результатами мониторинга выстраивают работу в течение всего дня и в НОД и в индивидуальной работе.
В учреждении работает логопункт, работу которого организуют два квалифицированных учителя – логопеда (Аксёнова Ольга Владимировна и Шинякова Татьяна Владимировна). Они помогают воспитателям, в составлении индивидуальных маршрутов для работы с детьми с речевыми дефектами, проводят большую работу по формированию правильного звукопроизношения, оказывают консультативную помощь родителям и воспитателям по организации работы на занятиях по развитию речи детей и по обучению грамоте. Рекомендуют родителям выполнять определённые задания, а родителям детей со сложными речевыми дефектами, посетить ТПМП центр записаться на консилиум для определения дальнейшего образовательного маршрута, возможно придётся сменить детский сад, или заниматься у логопеда в ТПМП – центре.
СЛАЙД 10. Результативность видна, так если в 2009, 2010, 2011 году выпускники детского сада выпускались с высоким уровнем познавательных интересов и при этом с проблемами в звукопроизношении, то уже в 2013, 2014, 2015 году, благодаря квалифицированной помощи логопедов наши выпускники уходят в школу с нормой звукопроизношения (лишь один, два ребёнка - один звук находиться в стадии автоматизации).
Но наряду с положительной динамикой в звукопроизношении остаётся открытой проблема по формированию связной речи детей, умению составлять творческие рассказы, пересказывать тексты программных литературных произведений.
Мы объясняем это малым опытом общения родителей с детьми. Хотя и сами продолжаем искать наиболее эффективные методические приёмы (использование схем – моделей для заучивания стихотворений, использование мнемотаблиц для составления рассказа о жизни животных по данной теме обобщен опыт на уровне района у воспитателя высшей квалификационной категории Е. В. Бувалиной).
Вся деятельность в дошкольном учреждении строиться в сочетании и чередовании двух видов деятельности совместной со взрослым и индивидуальной (самостоятельной) (СЛАЙД 11)
С этой целью воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д.
Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математике педагоги используют современные информационно - компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы. Подготовка руки к письму осуществляется на занятиях по изобразительному искусству и ручному труду.
СЛАЙД 12. Для нас будущий первоклассник — это в первую очередь здоровый и физически развитый ребёнок.
Поэтому большое внимание уделяем физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся три физкультурных занятия в неделю, утренняя гимнастика и гимнастика после сна и элементы закаливания, ходьба по дорожкам здоровья, соблюдается двигательный режим в течение всего дня и т. д. Проведение совместных с родителями мероприятий по ЗОЖ (информацию о их проведение вы возможно читали в местных СМИ в 2013г «Весёлые старты» проводила воспитатель первой квалификационной категории Е. В. Терехова, а весной 2015 воспитатель высшей квалификационной категории О. А. Тарасова)
Для нас будущий первоклассник – это и социально уверенный дошкольник.
Для этого мы развиваем социальную уверенность дошкольников через разные виды детской деятельности - знакомим детей с разными профессиями. Недавно в детском саду прошёл «Кулинарный поединок», на котором дети побывали в роли поваров - кондитеров и самостоятельно замешивали и раскатывали тесто, вырезали формочками фигурки, украшали печенье, а готовым печеньем угощали детей средней и младшей группы. (освещёно 30.09.2015г. «Амурский лиман»)
В ноябре 2013 года дети подготовительной группы (воспитатель Кайдалова О. В.) выступали, как настоящие артисты, на юбилейном вечере школы - исполняли сценку по стихотворению Н. Наволочкина «Как исправить единицу», и пели песню «Если б не было школ». Весной 2015 г. мальчики старшей группы (сейчас будущие первоклассники) воспитатели Люстик Е. В. и Тарасова О. А., выступали на празднике в воинской части у пограничников. А на концерте посвящённом дню пожилого человека выступили дети старшей группы (воспитатели Терехова Е. В. и Пустынцева Е. В.).
Наши дети раскрываются и становятся более уверенными и на праздничных утренниках в детском саду, а помогает им музыкальный руководитель - Пожидаева Л. Ф. Используя музыкальные дидактические игры, театрализованные постановки на занятиях она вместе с воспитателями групп развивает в детках эмоциональность, выразительность речи, музыкальность, и чувство ритма.
Воспитатели вовлекают детей в мир цвета и красок, с этой целью много рисуют, используют и нетрадиционные техники и приёмы рисования, участвуют в различных конкурсах. Дети занимаются рисованием как в НОД так и на занятиях в кружках в рамках ФГОС ДО внутри детского сада, посещают различные кружки и за его приделами.
Внутри детского сада наши педагоги проводят :
1. Кружок по оздоровлению и физическому развитию детей «Спортивная мозаика» – Миронова Л. Н. (первый год работы)
2. Театральный кружок «Мы затейники» - Терехова Е. В.
3. Продуктивная деятельность «Маленькие волшебники» - Люстик Е. В.
4. Продуктивная деятельность «Фантазия» - Бувалина Е. В.
5. В изостудии организуем работу по рисованию на кружке «Волшебная кисточка» - Титова Н. А.
К сожалению, в штатном расписании детского сада нет ставки психолога, поэтому психолого - педагогическое сопровождение каждого ребёнка осуществляют ежедневно воспитатели (с каждым из детей побеседуют, обычно это удаётся при индивидуальной деятельности в утренние и вечерние часы, или сразу после сна до полдника (при выполнении гигиенических процедур, пока дети одеваются, заплетая косы).
Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.
ПРАКТИКУМ: педагогам необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно ориентированного обучения.
Можно определить три основных направления: (СЛАЙД 13)
методическая работа,
работа с детьми,
работа с родителями.
В плане мероприятий по преемственности работы со школой ВЫ видите все три раздела.
Сегодня при составлении совместного плана работы мы постараемся использовать разные формы методической работы: вы видите их на слайде (СЛАЙД 13)
совместные педсоветы,
круглые столы,
посещение открытых занятий.
В течение 2015 -2016 учебного года хотелось бы обсудить такие вопросы :
На методических встречах мы хотели бы услышать от учителей (если готовы сегодня) :
- о выборе программ и технологий.
- узнать, как проходит школьная адаптация наших выпускников, отследить их успеваемость.
- возможно вам будет интересно услышать от воспитателей о Ваших будущих учениках, о их достижениях и проблемах.
Что поможет Вам осуществлять индивидуальный подход к каждому нашему воспитаннику.
ПОДВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ.
Большая работа ведется педагогами с родителями на протяжении всего дошкольного детства, а на протяжении всего учебного выпускного года особенно.
В родительских уголках воспитатели размещают информацию связанную с подготовкой к школьному обучению. Регулярно наши воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают рекомендации. Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей.
При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе.
СЛАЙД 20. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многообразен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.
ВЫВОД: Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. То есть если возникают проблемы – значит что – то упустили…
Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.
Исследуя особенности психического развития детей, Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом.
Учителя согласятся со мной, что очень многие первоклассники испытывают трудности на уроках письма. У детей в дошкольном возрасте медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6–7 годам ребёнок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев.
Известный российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких считает, что достаточно частой причиной возникновения трудностей обучения письму стала ситуация, связанная с очень ранним обучением ребёнка (до 5 лет). Причём обучение письму ведётся практически по программе 1-го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному письму, используя прописи для первоклассников. Неадекватность требований при сверхраннем обучении письму создаёт условия для постоянного ожидания неудачи, ощущения тревоги, страха очередной ошибки. Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность письма при обучении в школе практически не удаётся.
Однако надо отметить, что в 5-6! летнем возрасте у детей возникает потребность в письме. Ребёнок пытается написать своё имя, фамилию, подписать свои рисунки, писать записки и даже сочинять собственные истории, сказки и т. п. Именно такое письмо является началом формирования письменной речи, развитие которой искусственно прерывается при обучении курсивному письму. Поэтому в 5–6 лет ребёнка желательно учить писать печатными буквами. (воспитатели нашего детского сада используют на занятиях по подготовке к обучению грамоте такой приём по подготовке руки к письму как обведение шаблона буквы изучаемого звука – считаете ли вы целесообразным и нужным данный вид деятельности. Иногда букву изучаемого звука выкладывают с помощью счётных палочек, или рисуют фломастером на листе бумаги, карандашом на листе в крупную клетку)
По мнению физиологов, ведущих специалистов и практиков при подготовке детей к письму именно рисование является превосходной тренировкой графических умений. Рисование совершенствует координацию движений, развивает контроль мелких движений руки (кисти, пальцев). Можно порекомендовать рисовать как можно больше и хорошими карандашами.
Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность. Ребёнку нужно здоровье.
Блок: рекомендации для родителей: следует также отметить, что у многих первоклассников есть проблемы с устной речью. Хочется посоветовать родителям: больше разговаривайте с ребёнком дома, помогайте к словам-предметам подбирать слова-признаки, это делает речь более выразительной. Итак, родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития своего ребёнка. И только тогда подбирать соответствующую программу; учителя, который бы реализовал эту программу; школу. Очень часто от позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их ребёнка.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по общей цели.
У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении).
Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению).
В идеале: программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам.
Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности.
ПРАКТИКУМ: И так я нацелила Вас на работу и сейчас предлагаю: обсудить план совместной работы на 2015 -2016 учебный год по пунктам у вас на столах лежат копии уже разработанного плана, вы внимательно его читаете, и помечаете маркером, то с чем согласны, и то с чем не согласны. На чистом листе отмечаете цифрами те пункты с которыми согласны и прописываете то что хотели бы предложить, добавить, изменить. На это работу 10 минут. После чего в течение 2-3- х минут мы выслушиваем представителя от каждой команды.
Например: Для успешного осуществления преемственности предлагаю следующие формы работы:
- взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями,
- анализ дидактических мероприятий;
- индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми;
- изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка;
- совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе.
ЗАЩИТА: один из представителей от рабочего стола зачитывает, то что получилась, комментируя каждый пункт (с чем согласны, какие дополнения внесли и почему).
Сегодня мы сделали первый шаг в данном направлении, хочется надеяться что эта работа будет продолжена и мы вместе найдём оптимальное решения в вопросе преемственности.