Елена Устинова
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день участники семинара, сегодняшнюю нашу встречу мы начнем с приветствия.
Игра «Здравствуйте» :
Дети и взрослый стоят по кругу. Исполняется пять поочередных шлепков по коленям, говоря: «таба-даба-дам», далее три хлопка, говоря: «здравствуйте!» Так два раза. На третий раз взрослый поворачивается к стоящему справа ребенку, и, произнося «здравствуйте!», хлопает в ладоши ребенка. Остальные делают предыдущие движения. Вслед за взрослым поворачивается следующий ребенок, затем следующий и так до тех пор, пока взрослый не встанет в круг лицом и все дети, образуя снова круг.
Публикация «Семинар-практикум „Влияние чувства ритма на развитие речевой активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Теоретическая часть: (СЛАЙД 2)
Ритм. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят, о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т. д.
(СЛАЙД 3) Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление слитной речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Практическая часть.
1. Игры с картинками. (СЛАЙД 4)
Знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д. (СЛАЙДЫ 5, 6, 7).
2. Чтение слов в ритме. (СЛАЙД 8)
Хорошо развитое чувство ритма создаё т базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во).
(СЛАЙД 9).
3. Ритм с использованием «звучащих жестов». (СЛАЙД 10).
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Часто к этому добавляется звучащий жест. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа - немецкого композитора и педагога. Существует так называемая «орфовская педагогика», помогающая педагогам-музыкантам развивать у детей ритмические способности и тем самым способствовать развитию речи.
Звучащие жесты - это техника ритмической игры на собственном теле. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, веревки. Практически любой предмет может быть использован на занятии: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, ладошки, мыльные пузыри, и т. д. (СЛАЙДЫ 11, 12, 13).
(СЛАЙД 14) Музыкальные игры в системе К. Орфа – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передается по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Орфовская педагогика – это соединение музыки, речи, движения.
Практическая часть.
1. «Стаканчик» (СЛАЙД 15)
2. «Менялки» (СЛАЙД 16)
3. «Взял- отдал» (СЛАЙД 17)
В этих играх ребенок принудительно развивается ритмически, так как вся игра идет по кругу или в парах невозможно делать не ритмично, собьется вся игра.
4. «Фрутти» : Названия фруктов и звучащие жесты дети придумывают сами. Игра проводится в кругу с использованием шумовых инструментов или «звучащих жестов» (СЛАЙД 18)
Заключение. (СЛАЙД 19)
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.