Людмила Рахманова
Семинар — практикум «Успешный педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор – Рахманова Л.И.
Цель: Активизация и развитие специальных педагогических знаний, умений, навыков, значимых личностных свойств и ценностных ориентиров.
Задачи:
• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
• создание условий для формирования уверенности в собственных силах;
• создание условий для развития и саморазвития профессиональной компетентности, рефлексии и профессиональной успешности педагогов.
• поддержка молодых педагогов и профилактика педагогического выгорания у педагогов имеющих большой стаж работы.
Публикация «Семинар — практикум „Успешный педагог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Теоретический блок
Приветствие педагогов, информирование о теме, цели, задачах и форме проведения педагогического совета.
1й слайд
В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель.
От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать жизнь детей в условиях дошкольного учреждения, зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, общительными и любознательными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
В связи с этим встает вопрос о формировании творческой личности воспитателя. Творческая личность воспитателя может быть сформирована только при условии развития профессиональной педагогической культуры.
2й слайд
Теоретический блок
Перед вами на слайде изображена модель педагога и те компетенции которых от педагога требует ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога.
Профессиональная педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения – интегративное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры:
3й слайд
Конгнитивный компонент. Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Развитие конгнитивного компонента способствует освоению современных форм, средств, методов и технологий осуществления педагогической деятельности.
Констуктивные умения – умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы в работе с детьми, соблюдать принципы деятельностного подхода в реализации образовательного процесса.
Исследовательские умения – умение изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка, результативность образовательного процесса (педагогическая диагностика).
Проектировочные умения – умение разрабатывать рабочие программы, разрабатывать и писать планы, проекты, сценарии.
Мобилизационные умения – умение находить в себе силы в сложных ситуациях, и выходить с честью и достоинством, быстро и рационально решать.
Коммуникативные умения – умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием, общение с детьми, родителями, коллегами.
Организаторские умения – умение включать детей в различные виды деятельности, соответствующие их возрасту и психологическим особенностям.
Аналитические умения – умение анализировать свою деятельность.
4й слайд
Ценностный компонент. В качестве основных педагогических ценностей выделяются:
человеческие – ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
духовные – совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
практические – способы практической педагогической
деятельности, проверенные практикой воспитательно-образовательной системы, педагогические технологии, включающие обучающихся в различные виды деятельности;
личностные – индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
5й слайд
Инновационно-технологический компонент. Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования.
Для успешной реализации образовательной программы в ДОУ внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, игровые технологии, технологии детского экспериментирования и осуществления проектной деятельности. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.
6й слайд
Личностно-творческий компонент. Творческий воспитатель – это профессионал способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности.
Творческой личности воспитателя присущи: особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда.
Необходимыми качествами воспитателя, работающего с дошкольниками, должны быть: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы, эмоциональная устойчивость, уровень интеллектуального развития не ниже нормального по сенсорно-перцептивно-мнемологическим показателям (т. е. по показателям памяти, восприятия, мышления) и по характеристикам внимания, высокий уровень воображения.
7й слайд
Давайте еще раз вернемся к модели педагога. (1 щелчок) – Я сюда бы еще добавила 1 компонент – здоровьесберегающий чтобы педагог мог заботиться не только о здоровье ребенка, но еще и помнил о своем здоровье.
(1 щелчок)
Скажите, а можно ли назвать педагога успешным, если педагог неряшлив, непричесан, на ногах рваные джинсы и домашние тапочки? Конечно нет!
(2 щелчка)
Педагог обязан хорошо и опрятно выглядеть, ведь он является авторитетом для детей и родителей. Здесь важен внешний вид.
Так что же такое успех?
Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. Может ли успех быть одинаковым для всех. Нет. Для одного педагога успех, если ребенок пришел в детский сад с радостью, а для другого победа в конкурсе Воспитатель года.
В результате состояния успеха формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения личности.
8й слайд
Ход игры:
Правила игры:
• Правило времени, т. е. мы не будем зря тратить свое и чужое время, работая рационально и эффективно.
• Правило общей активности, т. е. результат работы будет зависеть от активности каждого участника.
• Правило разделения мыслей и чувств, т. е. если нужно поделиться мыслями - делимся своими размышлениями, идеями, умозаключениями. Если нужно поделиться чувствами - сообщаем о том, что ощущаем, переживаем, чувствуем. Оценочные суждения запрещены.
• Правило единовременности, т. е. в обсуждении участвуют все в порядке очередности.
• Правило поднятой руки, т. е. педагог имеет право на то, чтобы его выслушали.
Визитная карточка: для того чтобы нам легче было работать предлагаю в бейджике написать свое имя.
Упражнение «Улыбка»
Я предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой.
Пусть наша добрая улыбка,
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!
Улыбнулись, значит, Вы готовы к общению.
9й слайд
Упражнение-раскрепощение «Поменяйтесь местами…».
Ведущий:
Для этой игры нам необходимо встать парами. Выберете себе пару. Вы должны быстро поменяться парами, если утверждение верно для вас. Потренируемся: Поменяйтесь местами те, кто сегодня завтракал…
Но так как Вы педагоги, речь в игре пойдет о вашей работе – будьте внимательны!
• Поменяйтесь местами те, кто любит свою работу.
• Поменяйтесь местами те, кто с удовольствием проводит образовательную деятельность.
• Поменяйтесь местами те, кто во время сна детей спал на работе.
• Поменяйтесь местами те, кто использует в работе с детьми проектную технологию.
• Поменяйтесь местами те, кто постоянно приходит на работу в хорошем настроении.
• Поменяйтесь местами те, кто реализует в детском саду ФГОС.
• Поменяйтесь местами те, кто нарушает режим дня.
• Поменяйтесь местами те, кто хоть раз конфликтовал с родителями.
• Поменяйтесь местами те, кто выступал на педсоветах и семинарах.
• Поменяйтесь местами те, кто не умеет писать планы.
• Поменяйтесь местами те, кто просил помощи у методиста.
• Поменяйтесь местами те, кто использует в своей работе ИКТ.
Да вы просто профессионалы!
А сейчас я приглашаю Вас присесть на стульчики.
10 й слайд
Игра «Я радуюсь, когда…»
Ведущий:
Для любого человека, работа, которую он выбрал должна приносить радость и удовлетворение. В руках у меня весенний венок, и я буду его передавать со словами «Я радуюсь, когда….», венок должен обойти круг и вернуться ко мне. Пример: «Я радуюсь, когда вижу счастливые лица наших воспитанников, педагогов и родителей».
Я вижу, что каждый из Вас пришел работать в детский сад не случайно и работа действительно приносит Вам радость. И это здорово!
11 й слайд
Упражнение «Сосуд радости»
Можно ли назвать педагога успешным, когда дошкольная жизнедеятельность, приносит ребенку огорчение?
Какие условия необходимо создавать, чтобы образовательный процесс был радостным для ребенка?
- видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);
- создавать ситуации одобрения, поддержки, доброжелательности;
- понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
- окружить ребенка творчеством;
- создавать ребенку среду для положительных эмоций;
- постоянно пополнять развивающую среду ДОУ;
- вовлекать ребенка в разные виды деятельности;
- любить детей;
- делать образовательный процесс интересным;
- больше играть с детьми;
- организовывать для детей праздники и развлечения;
- помогать детям, реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»).
Педагога можно назвать успешным, когда он создает ситуации успеха в образовательном процессе и видит положительные результаты своего труда. Пусть эти кирпичики радости только пополняются.
12 й слайд
Упражнение «Азбука Эмоций»
У успешного педагога должна быть высокая мобильность нервной системы, эмоциональная устойчивость.
Сейчас вы выберете полоски с написанными заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить эмоции разными частями тела (руки - стыд).
Стыд - руки
Обида - голова
Грусть - губы
Восторг – ноги, руки
Радость - ноги
Удивление - глаза
Любопытство - нос
Злость - пальцы
Гордость - плечи
Страх - колени
13 й слайд
Практическая работа «Коллаж»
Как вы понимаете, что такое коллаж? Коллажи выполняют из различных материалов: фотографий, природных материалов, вырезок их старых газет, журналов, открыток, кусочков ткани и т. д.
Предлагаем вам создать коллаж «Я успешный– педагог!», где была бы отражена ваша педагогическая деятельность, творчество, увлечения. Вам в помощь – ватман, клей, старые цветные журналы и время – 5 минут.
14 й слайд
Упражнение: «Ресурсный мешочек»
У каждого человека есть свой собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
И чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.
Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом и педагогическом потенциале. Вы можете его поместить на свой педагогический стол, чтобы он вам постоянно напоминал о том, что у вас есть свой собственный внутренний ресурс.
15 й слайд
Возвратимся к модели педагога – материальное стимулирование и признание педагогического труда.
Известен афоризм: «Счастливого и успешного человека может воспитать только счастливый и успешный человек». Я желаю Вам счастья в жизни и успеха в работе!
Всем спасибо за активное участие!