Елена Рудова
Семинар-практикум «Краеведение»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Человек, утративший свои корни,
становится потерянным для общества»
Ушинский.
Краеведение – основа воспитания патриотизма Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России. В качестве задач определено следующее: - научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история; - пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям; - воспитывать уважение к культуре других народов; - формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей; - пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре; - развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Изучив тщательно педагогическую литературу, пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении: - приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих; - создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике; - практические действия с предметами; - музыкально-театрализованная деятельность; - самостоятельная элементарно-поисковая деятельность; - специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям: - хорошая освещенность в дневное и вечернее время; - целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала; Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. Уголки краеведения в группах.
Публикация «Семинар-практикум „Краеведение“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей. Младший дошкольный возраст (4-й год жизни). Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном крае. Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”. Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе. Совместные работы из бросового и природного материала. Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни). Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия” Папки - передвижки: «Праздники нашего района». Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.). Аудио и видеокассеты о природе родного края. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни). Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни,). Художественная литература (стихи, рассказы). Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д. Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Забайкалье”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи: Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре; Дать представления о размерах нашего края и е природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края; Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края; Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объм знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей. Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведтся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народноприкладного искусства).