Надежда Михайлюк
Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
▼ Скачать + Заказать документы
семинар-практикум
Тема:
«Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
подготовила:
Михайлюк Надежда Александровна воспитатель первой младшей группы
Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. В последнее время здоровье наших детей ухудшается. Период дошкольного детства – период максимального пребывания ребенка в детском саду – закладываются основные навыки здорового образа жизни. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семинар, практикум
- Темочки
Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Ребенок должен знать, что такое здоровье и что такое болезнь. При организации различных форм физической активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физические упражнения после дневного сна, дни здоровья) необходимо формировать у детей правила безопасного поведения и ценного образа жизни, развивать представление о полезности физической активности и личной гигиены.
Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены, говорить о бережном отношении к своему телу, уходу за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться и т. д. Эти правила, ребенок должен выполнять сам, осознавая какую пользу они принесут его организму.
Цель валеологического образования : формировать у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни : формировать представление о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека (глазки - смотреть, ушки – слышать, носик – нюхать, язычок – пробовать на вкус, ручки – хватать, держать, ножки – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны).
- формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
Наш тематический план по валеологическому образованию детей первой младшей группы содержит следующие разделы:
«Здоровье»
«Я учусь раздеваться и одеваться»
«Я – человек»
Занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе проводятся через дидактическую игру с куклой, что позволяет решать поставленные задачи.
1 раздел тематического плана включает следующие задачи. «Здоровье»
Задачи: формировать умение мыть руки, лицо с мылом, развивать умение пользоваться мылом, формировать привычку умываться перед сном и едой, после улицы. Развивать навыки пользования предметами личной гигиены (расческой, носовым платком). Формировать положительное отношение к своему телу. Формировать привычку заниматься физическими упражнениями. Формировать навыки правильного выполнения упражнений.
2 раздел. «Я учусь раздеваться и одеваться»
Задачи: формировать умение правильно и последовательно одевать и снимать одежду. Развивать навыки складывания одежды на место аккуратно.
3 раздел. «Я – человек!»
Задачи: формировать у ребенка осознание себя личностью с определенными чертами характера и поведения, развивать индивидуальность ребенка.
Все вышеперечисленные темы являются основополагающими в формировании привычек к элементарным навыкам самообслуживания и личной гигиены.
Программное содержание:
В разделе «Здоровье» входят следующие темы:
• «Ладушки – ладушки». Мытье рук перед едой.
• «Водичка, водичка, умой мое личико!» Навыки правильного умывания.
• «Зайка учит Мишку ухаживать за зубами». Формирование привычки ухода за полостью рта.
• «Мы едим». Учить правильно пользоваться ложкой.
• «В гостях у Кати». Режимные моменты.
• Утренняя гимнастика. Комплексы.
• Культурно – гигиенические навыки. Носовой платок.
• «Катя заболела». Воспитание привычки следить за своим здоровьем.
• Расчесывание волос. Формирование умения пользоваться расческой.
• Особенности внешнего строения. Назначение частей тела.
• Лицо. Назначение частей лица.
• Дыхательная гимнастика. Комплекс для разучивания.
• «Пропавший малыш». Навыки называния частей лица и тела.
• «С добрым утром!» Строение тела. Комплекс утренней разминки.
• «Мальчик Вова моется». Польза купания перед сном.
• Гимнастика после сна. Комплексы.
• Зеркало. Строение организма.
• «Салфетка». Учить правильно пользоваться салфеткой.
В раздел «Я учусь раздеваться и одеваться» входят следующие темы:
• «Кукла Маша – растеряша». Навык последовательности одевания куклы.
• Укладывание куклы спать. Навык умения складывания одежды.
• Одевание после сна. Формирование культуры одевания после сна.
• Кукла показывает свой наряд. Умение называть предметы одежды.
• Учимся ухаживать за одеждой. Формирование навыков ухода за одеждой.
• «Кукла Катя собирается на улицу». Воспитывать привычку одеваться самостоятельно.
• Одежда. Обувь. Формирование умения одеваться последовательно.
• «Оденем куклу после сна». Воспитание привычки использовать предметы по назначению.
• «Сказка про Машу – растеряшу». Закрепление навыков раздевания.
• «Кукла Маша ложится спать». Учить детей складывать одежду на место.
• «Вот как мы умеем». Закреплять умение одеваться и раздеваться самостоятельно.
В раздел «Я человек!» входят темы:
• «Я и кукла». Сходство и различие человека и куклы. Чем отличаются дети друг от друга.
Работа строиться на протяжении учебного года через такие формы как :
Анкетирование, тестирование;
конкурсы, выставки;
совместные праздники;
индивидуальные, групповые, подгрупповые консультации воспитателей, узких специалистов, родителей;
информационные и тематические стенды, газеты, фотомонтажи;
встречи за круглым столом;
обмен опытом (с воспитателями);
семинары - практикумы;
родительские встречи в нетрадиционной форме;
беседы;
выставки;
папки-передвижки;
наблюдения с детьми;
игры с детьми.
Работа по валеологии в первой младшей группе проводиться на протяжении всего рабочего дня (и в утренние приемы, на гимнастике, при умывании, при непосредственной образовательной деятельности, прогулке, после сна).
В плане отражена работа по валеологии : указаны игры, которые проводятся с детьми, беседы с детьми и родителями, консультации, рекомендации, наглядная информация, которая выставляется для родителей в раздевалке.