Лучший педагог года

Семинар-практикум «Театральная гостиная»

Нушкина Елена Павловна
Семинар-практикум «Театральная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы

МОАУ «ООШ № 22 г. Орска»

Семинар-практикум «Театральная гостиная»

Подготовила:

старший воспитатель

Нушкина Елена Павловна

Цель: Актуализация знаний педагогов о театрализованной деятельности и ее значении в развитии детей.

Задачи: Расширить знания воспитателей о театрализованной деятельности детей, мотивировать их создавать условия в группе для театрализованных игр, изготавливать тематические пособия для занятий.

Публикация «Семинар-практикум „Театральная гостиная“» размещена в разделах

План семинара-практикума :

1. Знакомство педагогов с темой семинара-практикума (выступление старшего воспитателя).

2. Блиц-опрос для воспитателей «Что мы знаем о театре».

3. Виды театров. Роль театра в воспитании детей (выступление старшего воспитателя).

4. Театрализованная деятельность в детском саду (виды театрализованных игр и их особенности, организация театрализованной деятельности) (работа в мини-группах, обмен опытом).

5. Практическое задание «Как сделать лэпбук на тему театра» (совместная деятельность).

6. Домашнее задание «Разыгрываем одну сказку с помощью разных видов театров».

7. Подведение итогов семинара-практикума.

Ход мероприятия: Звенит третий звонок. Конферансье (старший воспитатель) приглашает участников семинара-практикума занять свои места в зале. После чего приветствует всех и объявляет тему мероприятия.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас в нашем уютном светлом зале. Для нашей успешной работы давайте поприветствуем друг друга и поиграем в игру «Хорошо-плохо» .

К нашей встрече все готовы?

Мне узнать об этом надо,

Я вам строчку начинаю,

И ответ ваш ожидаю…

Если «Это хорошо!» - говорим и хлопаем руками,

Если «Это плохо!» - говорим и топаем ногами.

1. Собрались сегодня вместе … (это очень хорошо) – хлопаем в ладоши

2. Мы очень рады нашей встрече?. (это очень хорошо) – хлопаем в ладоши

3. Продолжим дружно заниматься,- (это очень хорошо) – хлопаем в ладоши

4. Будем плакать и смеяться, - (это очень плохо)- топаем ногами

5. Будем знаний набираться, - (это очень хорошо) – хлопаем в ладоши

6. Будем спать весь день и драться- (это очень плохо)- топаем ногами

7. Много нового узнаем, -(это очень хорошо) – хлопаем в ладоши

8. Всех коллег мы отвлекаем,- (это очень плохо)- топаем ногами

9. Никогда не унываем,- (это очень хорошо) – хлопаем в ладоши

10. А теперь все скажем вместе «Заниматься интересно».

Всем известно, что 2019 год по указу президента объявлен Годом театра в России и мы,

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир театра и поговорим о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Каждый из вас сегодня пришел на эту встречу с определенным багажом знаний, которыми вы поделитесь со своими коллегами.

Я вам предлагаю вот такую карточку с изображением театральных масок, на которой вы слева напишите свои ожидания от нашего семинара, а с права- свои опасения и в конце нашей встречи мы проговорим их.

Педагоги пишут свои «опасения» и «ожидания» и располагают их на мольберте.

Старший воспитатель предлагает педагогам разделиться на две команды с помощью воздушных шаров и цветного парашюта.

Звучит музыка, педагоги пытаются удержать воздушные шары двух цветов на парашюте. Когда музыка остановится все участники должны взять себе по воздушному шарику. Проходят и садятся за столы.

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Современный театр предлагает нам многообразие постановок.

Как вы думаете, что такое театр? (Педагоги дают определение театру своими словами.)

Вы правы, театр – это и учреждение культуры, и место для зрелищ, и род искусства. В переводе с греческого театр (theatron – место для зрелищ, зрелище) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Так как дальше мы будем говорить только о театре и о том, что с ним связано, предлагаю не большую разминку – блиц-опрос «Что мы знаем о театре».

Блиц-опрос «Что мы знаем о театре

Вопросы об устройстве театра

1. Как называются места в театре, где сидят зрители? (Зрительный зал.)

2. Пространство сцены между занавесом и зрительным залом – это.? (Авансцена.)

3. Как называются места в зрительном зале, которые расположены уступами за партером? (Амфитеатр.)

4. Как называется осветительная аппаратура у переднего края сцены? (Рампа.)

5. Специальное помещение для оркестра в театре, которое находится перед сценой, – это? (Оркестровая яма.)

6. Что помогает актерам вжиться в роль своего героя? (Грим, костюм, парик.)

7. Как называется объявление о спектакле? (Театральная афиша.)

8. Как называется актерский состав театра? (Трупа.)

9. Как называется процесс работы над спектаклем или отдельной его сценой, когда актеры находятся на сцене? (Репетиция.)

10. Как называется перерыв между действиями спектакля? (Антракт.)

Продолжим наш блиц –опрос с заполнением кроссворда для 1 команды.

1. Место, где актеры надевают костюмы и гримируются, называется? (Гримерка.)

2 Спектакль, который все зрители видят впервые, называется.? (Премьера.)

3. Из какого документа можно узнать название спектакля, фамилии автора пьесы, режиссера, актеров, которые исполняют роли? (Программка.)

4. Приспособление, которое отделяет сцену и зрительный зал в театре, – это? (Занавес.)

5. Как называется место, где выступают актеры? (Сцена.)

6. Несколько произведений, которые исполняются в театре, – это? (Репертуар.)

7. Как называются вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля? (Реквизит.)

8. Какой шум во время спектакля самый приятный для артистов? (Аплодисменты.)

Вопросы о театральных профессиях для 2 команды.

1. Кто исполняет роль на сцене театра? (Актер.)

2. Кто гримирует актеров перед спектаклем? (Гример.)

3. Кто следит за ходом спектакля, игрой актеров и в случае необходимости подсказывает слова роли актерам? (Суфлер.)

4. Кто подбирает для актеров костюмы? (Костюмер.)

5. Кто пишет сценарий для спектаклей? (Сценарист.)

6. Кто занимается постановкой спектакля? (Режиссер.)

7. Кто готовит декорации к постановкам? (Декоратор.)

8. Кто пишет музыку для спектаклей? (Композитор.)

Вопросы об истории театра (Презентация «История возникновения театра в России»).

Виды театров. Роль театра в воспитании детей

Как мы уже говорили в начале, театр любят и дети, и взрослые. Театры бывают разные : театр абсурда, авторский театр, балет, театр зверей, кукольный, театр одного актера, театр пародии, театр теней, уличный театр и другие.

Также есть детский театр, где в спектаклях играют дети. Например, Детский музыкальный театр «Время» имени Виктора Резникова. А есть театр для детей, например, Театр юного зрителя – профессиональный театр для детской аудитории.

Также существует огромное количество театральных кружков и студий. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

О театре как средстве воспитания давно говорили многие великие люди. Какие высказывания о театре вы знаете? (педагоги высказывают известные афоризмы).

Афоризмы о театре

1. «Жизнь – это театр, а люди в нем актеры». Д. Б. Шоу

2. Театр – не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». В. В. Маяковский

3.«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Вольтер

4. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов». А. Герцен

5. «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Н. В. Гоголь.

6. «Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины - все актёры». В. Шекспир.

Быть артистом, уметь выступать на публике, красиво излагать свои мысли и многому другому нас учили на городском форуме молодого педагога.

А мы часто робеем, боимся проявить инициативу, стараемся избежать ситуаций, когда нужно проявить себя, боимся выступать перед публикой, каждое выступление дается с трудом. И поэтому заниматься актерским мастерством никогда не поздно.

Для меня лично было тоже большим шагом, когда после этих занятий я перед всей нашей большой аудиторией выразила слова благодарности за такую организацию очень полезных встреч.

И сейчас, я предлагаю каждому из вас выполнить несколько упражнений для развития актерского мастерства, которые помогают:

- Избавиться от комплексов и страхов

- Научиться мыслить творчески

- Улучшить память и дикцию.

1 задание- «Эмоции». Каждый участник получает карточку с изображением эмоции, никому ее не показывает, а выходит и изображает ее мимикой, жестами…

2 задание- «Ромашка с пословицами». При помощи пантомимы изобразить известные русские пословицы), а мы все вместе постараемся узнать их.

«Слезами горю не поможешь»,

«Душа в пятки ушла».

«Не так страшен чёрт, как его малюют»,

«Волков бояться - в лес не ходить»

«Сделал дело- гуляй смело»

«Семеро- одного не ждут».

3 задание- «Платок». Настоящий артист всегда может найти применение одному предмету. Ваша задача – с помощью платка изобразить любого персонажа сказки или вымышленного героя, не повторяясь, и рассказать о своем герое. (бабушка, внучка, цыганка, разбойник, пират, официант, араб, мама- с платком на шее, пеленка для ребенка).

Вот видите сколько можно придумать ролей, использую только один предмет. Молодцы, спасибо за находчивость.

4 задание для развития дыхания и дикции. Стихотворение «Дом, который построил Джек»

Театрализованная деятельность в детском саду

(работа в мини- группах, обмен опытом)

Занятия театрализованной деятельностью в детском саду имеют большое значение для развития детей. Они позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображают разные характеры, поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость, доброту. Выступления перед аудиторией формируют у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. При этом «выход к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев из знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены.

Кроме того, театрализованная деятельность может помочь педагогу оценить эмоциональное состояние ребенка, его личностные особенности. Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно многое увидеть: как они идут на контакт с другими детьми, как чувствуют себя в ситуации, когда что-то пошло не по сценарию или не получилось, какие выбирают роли.

Таким образом, с помощью театрализованной деятельности можно решать комплекс взаимосвязанных задач по всем направлениям развития детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Предлагаю вам выбрать одну из образовательных областей написать на листе бумаге задачи, которые можно решить посредством театрализованной деятельности.

Педагоги записывают задачи по каждой образовательной области, которые они решают посредством театрализованной деятельности. Затем по очереди озвучивают то, что записали, и обсуждают.

Виды театрализованных игр и их особенности

Театрализованная игра имеет свою структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роли, ролевое взаимодействие, правила. Какая еще игра имеет такую структуру? (сюжетно-ролевая игра.) Совершенно верно. Однако между этими играми есть отличия.

В театрализованных играх дети используют сюжеты из сказок, рассказов, которые они хорошо знают, а в сюжетно-ролевых играх они отражают события, явления, которые окружают их в реальной жизни. Кроме того, в театрализованной игре есть продукт детской деятельности – инсценировка или спектакль. Сюжетно-ролевая игра такого продукта не имеет.

Есть два вида театрализованных игр : режиссерские игры и игры-драматизации. Для каждого вида характерны свои особенности. Посмотрите на доску. (На доске педагоги видят только описание игр.) Определите, что относится к режиссерской игре, а что характерно для игры драматизации.

Чем отличаются режиссерские игры от игр-драматизаций

Режиссерские игры Игры-драматизации

Роли героев исполняют игрушки или их заместители Роли героев исполняет ребенок

Содержание игры придумывает ребенок, сам организует игру, управляет игрушками-артистами Содержание игры определяет литературное произведение

Ребенок комментирует сюжет и озвучивает героев с помощью разных средств вербальной выразительности Ребенок воссоздает образ своего героя с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, элементов костюма, атрибутов

Виды режиссерских игр могут быть разными. Это зависит от видов театров, которые есть в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (например, бибабо, пальчиковый, марионеток).

Виды игры-драматизации: игры-имитации образов литературных персонажей, животных, взрослых из ближайшего окружения и не только; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; ролевые диалоги по тексту произведения; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Педагоги обсуждают в мини-группах, а затем озвучивают, что характерно для режиссерской игры и игры-драматизации.

Организация театрализованной деятельности в группах

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности велика. Но велики и трудности, с которыми приходится сталкиваться. В первую очередь это загруженность, когда на творчество не остается времени. Однако театрализованную деятельность можно включать во все режимные моменты: самостоятельную деятельность дошкольников, организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время.

Предложите педагогам поделиться опытом, в какие режимные моменты в своей группе они включают элементы театрализованной деятельности.

Есть еще одна проблема – многие педагоги и родители недопонимают значение театрализованной деятельности для развития дошкольников.

Зачастую в детском саду и семьях воспитанников знакомство с театром осуществляется бессистемно, носит поверхностный характер.

В связи с этим участие в театрализованной деятельности детей происходит без специальных знаний. Часто родители не поддерживают начинания педагога в этом направлении.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому привлекайте родителей воспитанников к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. Некоторые родители смогут получить ответ на вопрос: «Почему мой ребенок не исполняет главную роль?»

О значении театра в воспитании детей рассказывайте родителям на консультациях. Оформляйте стенды с рекомендациями, какой спектакль родители могут посетить с детьми. Потом обязательно обсуждайте с ребенком, что он увидел в театре, что ему понравилось.

Чтобы организовать с детьми театрализованную деятельность, поддерживать интерес к ней, в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда: театральный уголок, уголок ряжения. В каждой группе должны быть разные виды театров с учетом возраста детей и соответствующее оборудование (куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи, ширмы, различные декорации, элементы костюмов).

Выступления педагогов с презентацией театральных уголков в группе.

Сегодня я хочу представить вам пособие, которое поможет познакомить детей с разными видами театров, устройством театра и сцены, правилами поведения в театре, театральными профессиями.

Это лэпбук – интерактивная детская папка-раскладушка, папка-копилка, папка-сокровищница, которую можно сделать своими руками. Лэпбук украсит группу, поможет на тематических занятиях, займет детей в свободное время.

Старший воспитатель рассказывает, из чего состоит лэпбук на тему театра, как его можно сделать. Предлагает всем участникам это на заметку и в дальнейшей работе изготовить лепбук «Театр» для своей группы.

Практическое задание. В начале нашей встречи вы все себе выбрали воздушный шарик, Давайте проявим свою фантазию, воображение и выполним творческое задание – «Оживим свой воздушный шарик и превратим его в любого персонажа». В этом вам помогут материалы на столах

Участники семинара оформляют воздушный шарик, после чего презентуют его остальным педагогам. Важное условие – рассказать, как этот персонаж можно использовать в работе с детьми.

Домашнее задание игра- драматизация педагогами «Заюшкина избушка» театром платка.

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, нужно показывать им личный пример. Педагог должен сам уметь вживаться в разные роли, использовать разные виды театров на занятиях. Сейчас вы сможете оценить творческие способности друг друга.

Итоги семинара

Рефлексия. Как могут зрители отблагодарить артистов за прекрасную постановку? (аплодисментами, цветами, криками «Браво»).

А у нас на мольберте изображены стебли и листья и вы сейчас украсите этот букет цветами. Если вам понравился наш семинар, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте букет красным цветком; если у вас остались вопросы, где вы не поняли некоторые моменты- разместите желтый цветок; ну а если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что зря потеряли время, разместите зеленый цветок.

И давайте вернемся к нашим театральным маскам, где каждый из вас выскажет свои ожидания и опасения.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами убедились, что театрализованная деятельность затрагивает все направления развития детей. С ее помощью можно организовать интересную самостоятельную деятельность дошкольников, сделать увлекательными занятия, вовлечь родителей в образовательный процесс.

Надеюсь, что вы сделали выводы и полны творческих идей.

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Театральная гостиная»
Опубликовано: 25 августа 2020 в 20:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Театральная гостиная»» (включая файлы) размещена пользователем Нушкина Елена Павловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД