Ильина Анна
Семинар — практикум «Сплочение коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить педагогов с понятием «Сплочение», его характеристикой, формированием, проявлением;
2. Сплотить коллектив и построить эффективное командное взаимодействие.
Задачи:
• формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
• развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
• осознание себя командой.
Форма проведения: семинар-практикум.
Публикация «Семинар — практикум „Сплочение коллектива“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Методы и приемы: психологическая игра, упражнения мобилизации психологических ресурсов.
Оборудование: сердечки из цветной бумаги.
Предварительная работа: подбор и разработка информационного материала, подбор психологических игр и упражнений для практической части.
Участники: трудовой коллектив.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги.
В каждом мероприятии есть правила. Давайте и мы с вами обговорим свои правила…
• Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
• Говорю за себя.
• Внимательно слушать друг друга.
• Не перебивать говорящего.
• Уважать мнение друг друга.
• Безоценочность суждений.
• Активность.
• Правило «стоп».
• Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о «Сплочении», также расслабиться. Как оно формируется? Как проявляется? И как может благотворно влиять на каждого из нас и на общее дело, которым мы занимаемся?
Прежде чем начну говорить, хочу спросить вас «Что же такое сплочение?»
Сплочение - объединение, достижение тесной связи, единства. Сплоченность выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Формирование сплочения.
1. Начало формирования сплочения коллектива происходит с момента прихода в коллектив, когда начинаем знакомиться друг с другом, устанавливать отношения, проявлять свои личностные особенности сознательно или не сознательно.
2.«Конфликтная стадия». Возникновение каких-либо конфликтов нормально для любого коллектива. Умение противостоять им и успешно разрешать такие ситуации служит залогом создания крепкого и сплоченного коллектива. На этом этапе допустимо формирование небольших подгрупп и выделение аутсайдеров (посторонних). Допустимо также наличие недопонимания со стороны руководства и подчиненных.
3.«Экспериментальная». Этот период характеризуется неравномерным распределением усилий, незначительными сбоями в работе, но в конечном итоге, предприятие достигает больших результатов, чем на начальных этапах, все это помогает сплотить коллектив.
4. Творческая стадия наступает после успешного прохождения первых трех. Выделяются лидеры и формируют вокруг себя команду людей, разделяющих их позицию и мнение.
5. Зрелый коллектив, стадия является заключительной, возникающие на этой стадии прения и разногласия, образовавшиеся особенно часто с приходом нового сотрудника, крайне быстро и спокойно решаются, лишь позитивно влияя на работу всего коллектива. Это считается высшим проявлением сплочения людей.
Упражнение «Карандаш»
Цели: в ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.
Инструкция: нужно встать в круг взять карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, стараться, чтобы он не упал и выполнять то, что скажу (поднимите руки вверх, опустите; сделайте шаг в центр; попробуйте присесть насколько возможно; встаньте на одну ногу, у кого не получается можно на носочек и т. п.).
Обсуждение
Что вы чувствовали выполняя это упражнение? Получилось ощутить, что мы одна команда? Было легко выполнять задание?
Это упражнение позволяет нам почувствовать целостность, и связь друг с другом. Карандаш это могут быть условия предъявляемые администрацией, это наши характерологические особенности, которые не совпадают с характером, темпераментом другого человека от чего может человек не находить общий язык с другим. Если мы стараемся, причем каждый, то карандаш не упадет, отношения сохранятся здоровыми, упражнение выполняется не вербально, чтобы суметь без слов понять друг друга.
Игра «Постройтесь по…»
Цель: суметь договориться без слов, сплотить коллектив.
Инструкция: нужно построиться в шеренгу без слов:
- от темных к светлым волосам;
- от коротких до длинных сережек;
- от длинных волос к коротким;
- по цвету глаз от самых светлых до самых темных;
- по алфавиту имен и т. п.
Обсуждение
Получилось выполнить это упражнение? Сложно было не говорить? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
Это упражнение позволяет контролировать наши эмоциональные импульсы, через невербальное общение. Позволяет определить лидера и кто занимает пассивную позицию, развивает способность, решать задачи вместе уступая, или занимая доминирующую позицию, при этом сохраняя сплоченность коллектива.
Упражнение «Пожелания друг другу»
Цель: создание атмосферы доброжелательности, позитивное завершение встречи.
Инструкция: нужно выбрать сердечко встать в круг, зачитать пожелание и передать соседу справа. Каждый может взять свое сердечко и положить на видное место, смотреть и вспоминать о нашей встречи, о том человеке кто подарил.
Рефлексия
Можете поделиться своими ощущениями, чувствами, мыслями.
Завершение
Сегодня мы вспомнили, что такое сплочение, как оно важно для нас, и немного погрузились в состояние конкретно нашей группы, заглянули в себя, пронаблюдали наши отношения друг с другом. Сплочение важно поэтому будем стараться жить дружно, понимая и поддерживая друг друга.
Литература:
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг общения с ребенком» - РЕЧЬ Творческий Центр сфера. Санкт-Петербург, 2008 г.
2.«Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.