Александра
Семинар-практикум для педагогов «Содержание развивающей среды по ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум : «Содержание развивающей среды по ОБЖ».
Презентация – выведена на телевизор
«Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает
число причин страха и, давая возможность
измерить опасность и определить ее
последствия, уменьшает напряженность
страха ввиду этих опасностей»
К. Д. Ушинский
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Содержание развивающей среды по ОБЖ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход мероприятия
Здравствуйте, уважаемые коллеги, Сегодня мы проводим совместно со студентками 4 курса кафедры Педагогики и психологии детства, семинар по безопасности дошкольников.
При подготовке к семинару мы подготовили для вас стенд, в нём содержится (книги, буклеты, раскраски). Так же в помощь методическому кабинету студентки подготовили картотеку художественных произведений по безопасности на все возраста детей и картотеку игр по безопасности. Так же изготовили лепбук по правилам безопасности детей.
1.) Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
«Безопасность жизнедеятельности»- готовит обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
2.)С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
-знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
3.) Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
4.) Задачи в работе с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:
«Доверительно деловой контакт»
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
5.) Так, в программу по ОБЖ включены 6 основных направлений:
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
6.)Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в группе, которая включает:
-уголок безопасности;
-познавательно–агитационные материалы;
-иллюстративные стенды для детей и взрослых.
-подборка литературы;
-подборка иллюстрационного материала;
-информационный уголок для родителей;
-проведение фотосессий.
Вам в помощь мы хотим подарить памятки-напоминалки по ПДД
А сейчас мы с вами немножко поиграем. Деловая игра «Безопасность и здоровье»
Станция 1 «Приветствие» Придумать название и девиз команды, приветствие и пожелания команде соперников.
Станция 2 «Разминочная»
Найди продолжение пословицы о здоровье:
Команда №1
1) В здоровом теле…
2) Здоровье всему…
3) Кто спортом занимается… тот силы набирается
4) Забота о здоровье лучшее… лекарство
5) Двигайся больше, проживешь…
Команда №2
1) Здоровье в порядке…
2) Здоровье дороже… богатства
3) Береги платье снову… а честь смолоду
4) Болен лечись, а здоров… берегись
5) Здоровье сгубишь, новое … не купишь
Станция 3 «Закончи предложение»
1 команда
1. Если съесть грязную сосульку, то…
2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то.
3. Если ты развёл костёр, то…
4. Если попробовать незнакомую ягоду, то
5. Если брать острые предметы, то…
2 команда
1. Если у вас поднялась температура, то…
2. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то …
3. Если вы забыли выключить утюг, то…
4. Если вам предлагают поиграть со спичками, то…
5. Если ты погладишь незнакомую собаку, то
Станция 4
1 команда: В каких сказках говорится о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра?
2 команда: В каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит?
Станция 5
Составьте сказочные советы и выводы для детей по сказке «Заюшкина избушка», с учетом темы педсовета («Безопасность и здоровье наших детей»)
А сейчас мы хотим вам представить варианты игровых ситуаций, которые вы в дальнейшем сможете использовать в работе с детьми. Мы будем использовать космический песок. Вашей задачей будет- разыграть предложенную ситуацию.
Ситуации:
РЕБЁНОК НА УЛИЦЕ
Смоделируйте в песочнице ситуацию двора. Мальчик Ваня встретил своего друга Петю. Петя предложил Ване пойти на дорогу и посмотреть на «зебру». Ваня очень удивился, но пошёл за другом. Петя повёл друга к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы.
- Что это была за зебра? Почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Проиграйте ситуацию.
РЕБЁНОК ДОМА
Смоделируйте в песочнице квартиру. Мальчик Коля остался один дома. В дверь позвонили. Коля подошёл к двери и спросил, кто там. Незнакомый голос ответил, что он почтальон и попросил открыть дверь.
- Как вести себя Коле?
Разыграйте сюжет.
РЕБЁНОК И ПРИРОДА
Смоделируйте в песочнице двор и ситуацию: мальчик вышел во двор, а там ребята принесли спички и хотят разжечь костёр. Набирают разных веточек, кладут бумагу. Проиграйте опасную ситуацию, которая может возникнуть во дворе.
РЕБЁНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ
Смоделируйте улицу в песочнице и ситуацию: по дороге идёт девочка Маша. К Маше подходит незнакомая женщина.
Незнакомка: Здравствуй девочка.
Маша: Здравствуйте.
Незнакомка: Как тебя зовут?
Маша: Маша.
Незнакомка: А где ты живёшь?
Маша: Извините, меня ждут. Мне родители не разрешают разговаривать с незнакомыми людьми.
- Правильно ли поступила Маша?
ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА
В песочнице нарисуйте знак «довольное личико» слева и «грустное личико» справа.
Разложите набор полезных продуктов под знаком «довольное личико» и не очень полезные продукты под знаком «грустное личико».
Объясните свой выбор.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА
Нарисуйте на песке сказочный ковёр с разнообразными узорами и украшениями. Расскажите о чувствах, которые вы испытывали, когда рисовали узоры.
Обратная связь с педагогами.
Педагоги формируют выводы о важности педагогической работы по формированию детей навыков безопасности жизнедеятельности.
Отзывы педагогов о мероприятии (наклеивают стикеры на доску).