Светлана Оглоблина
Семинар-практикум «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Вовлечь педагогов в процесс осмысления роли сказки в духовно-
нравственном воспитании дошкольника.
2. Развивать умение педагогов вести критический диалог, отстаивая свою
точку зрения.
3. Обеспечить активность каждого педагога, готовность к творческой
педагогической деятельности.
Ход семинара:
1. Теоретическая часть: «Обоснование актуальности темы семинара в
условиях реализации ФГОС».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
2. Разминка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
3. Кульминация. Дискуссия на тему: «Сказка – это реальность?»
4. Подведение итогов семинара.
Вопрос первый.
Обоснование актуальности темы в условия реализации ФГОС.
Её значение для формирования гармонично развитой личности ребенка.
Согласно ФГОС игра, изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки - значимые виды деятельности для полноценного развития ребенка. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания
«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства».
Современный мир требует формирования личности дошкольника,
которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть
формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду,
где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,
фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку
незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности
дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической
науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования
личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности,
которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне
свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной
жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных
внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют
уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной
культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального
облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных
отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований,
приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются
дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала
трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,
справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них
основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием
формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по
ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что
сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне
отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной
природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети
получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских
народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в
жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и
зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и
убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием
знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном
детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Вопрос второй.
Разминка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Педагоги, стоя в кругу, называют сказку и те нравственные качества, которые она формирует.
Вопрос третий.
Дискуссия на тему: «Сказка для ребенка – это реальность?»
Педагоги делятся на две творческие группы: «Профессионалы» и
«Новаторы». На экране появляются вопросы, педагогам дается 3 минуты,
чтобы их обсудить. Выступает 1 представитель творческой группы. В
течение 5 минут он должен изложить мнение группы по данному вопросу.
1. Какое значение имеет сказка в жизни ребенка?
Профессионалы:
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает
его на протяжении всего дошкольного детства и остается на всю жизнь. Со
сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык,
динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления,
доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно
интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом
формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Новаторы:
Но главное, на наш взгляд, это то, что сказка является средством
эмоционально - волевого развития, которое закладывает основы духовно-
нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-
нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и
педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие
детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе
дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование
гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный
переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что
обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной
культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали
современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем
пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл
произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-
поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям
определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого
восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и
воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев,
развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку,
уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное -
развиваются всесторонне.
2. Какие нравственные качества личности формируются в сказках?
Профессионалы:
Сказка формирует у детей, в зависимости от возраста, такие качества,
как послушание, доброту, трудолюбие, правдивость. Дети учатся оценивать
поступки героев. Разделение добра и зла, победа добра в сказках развивает у
ребенка стремление к лучшему, доверие к окружающему миру.
Окружающий мир в сказках – живой, он может заговорить с нами в любой
момент – это способствует формированию бережного и осмысленного
отношения к тому, что нас окружает.
Новаторы:
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия. Это особая
реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки
обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с
такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и
ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. д. Но форма
изображения их – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка.
В сказке ожившие объекты способны действовать самостоятельно, они
имеют право на собственную жизнь – так у ребенка формируется чувство
принятия другого человека.
Самое ценное в сказке всегда дается через испытание, а что далось
даром – может быстро уйти. Это способствует формированию механизма
целеполагания и терпения.
Вокруг нас много помощников, но в сказке они приходят на помощь
тогда, когда герои не могут самостоятельно справиться с трудностями, когда
в них очень нуждаются. У детей развивается чувство самостоятельности,
доверия к окружающему миру.
3. Какие сказки лучше читать детям в детском саду и дома?
Профессионалы:
Дети раннего и младшего дошкольного возраста лучше воспринимают
сказки с многочисленными повторами событий и слов («Репка», «Теремок»,
«Колобок», «Курочка Ряба»). Детям до 5 лет интереснее сказки о животных.
Что касается сказок с изображением насилия и жестокости, нам кажется, что
их нельзя использовать в детском возрасте. Во-первых, они формируют
привычки жестокого обращения с людьми и животными, а во-вторых, могут
негативно воздействовать на детскую психику.
Новаторы:
В основном мы с вами полностью согласны. Но считаем, что не стоит
избегать сцен насилия и жестокости при чтении сказок детям. Инсценируя
бессознательные страхи ребенка, они помогают ему осознать и преодолеть
их. А литература, очищенная от страдания и жестокости, лишь учит ребенка
прятать свою тревогу. Здесь хочется подробнее остановиться на страшных
сказках (страшилках, рассказывающих про нечистую силу. В старшем
дошкольном возрасте дети начинают придумывать их сами. Оказывается, в
них отражается опыт детской самотерапии: проживая тревожную ситуацию в
сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы
реагирования. Страшилка – это интереснейший психологический материал,
позволяющий увидеть сокровенные уголки мира ребенка.
4. Существует ли связь между сказкой и сюжетно-ролевой игрой?
Профессионалы:
Мы считаем, что не существует. В игре ребенок воспроизводит больше
реальные события. Игра для дошкольника – основной вид деятельности, она
способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игре дети
отображают свои представления об окружающем мире. В основном это
предметная деятельность. По словам Л. С. Выготского, играя, ребенок учится
«осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет
значение». В сказке это в основном работа детской фантазии.
Новаторы:
Все сказанное вами об игре – верно. Наши взгляды расходятся лишь в
том, что мы считаем, что и сказка, и игра- это работа детской фантазии.
Всякая сказка, по своей сути,- это игра. Как и в игре, ребенок наслаждается
свободой образов. Он ставит себя на место героя, мысленно действует вместе
с ним, борется с его врагами. Эта деятельность очень близка к игре.
Вопрос четвертый.
Подведение итогов.
Те уроки, которые дает сказка,- это уроки на всю жизнь и для
маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем несравнимые уроки
нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает
свое, порой неожиданное, воздействие на ребенка. Эмоции, полученные от
сказки, заряжают душу ребенка нравственной энергией. Сильные стороны
личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокий
уровень. Очень важно создать условия, в которых нашли бы свое применение
чувства ребенка. Нравственные представления и суждения людей не всегда
соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому
недостаточно только знать и понимать, что такое быть нравственным, надо
воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь быть им.