АНАСТАСИЯ Андреевна
Семинар-практикум с элементами тренинга: «Эмоциональное выгорание»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоциональное выгорание педагогов».
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.
Задачи:
Информирование педагогов о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга: „Эмоциональное выгорание“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.
Оборудование: презентация, карточки к упражнениям «Без масок» и “волшебная шкатулка”
Участники: педагоги.
Время проведения: 45 минут-1час. Ход занятия
Организационная часть.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.
Ранее на педсовете я уже затрагивала вопрос об эмоциональном выгорании. Сегодня на нашем семинаре-практикуме хочу рассмотреть с вами более подробно приемы и методы по профилактике синдрома эмоционального выгорания, то как мы можем себе помочь.
Но для начала давайте настроимся на работу и попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки.
Упражнение «Без масок».
Цель: познакомиться с атмосферой группы.
Инструкция: Закончите фразы, записанные на карточках. Долго не задумывайтесь. Говорите первое, что приходит в голову.
Фразы:
«Я горжусь тем, что…»;
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«В последнее время в работе меня огорчало…»
«Мне бывает скучно, когда я…»
«Мне очень трудно забыть, но я…»
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»
«Верно, что я еще …»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Мои друзья редко…»
«Думаю, что самое важное для меня…»
Спасибо вам.
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В определенный момент приборы выключаются, свет гаснет, пробки вылетают.
То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов.
Как ранее уже говорилось, выделяют три фазы формирования выгорания. Подробно на них останавливаться сегодня не будем, просто перечислю название стадий.
I фаза – напряжение психологических защит личности.
II фаза – резистенция, сопротивление психологических защит
III фаза – истощение.
- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
Основной фактор – это постоянные или периодические стрессы на рабочем месте к которому приводят:
- высокая рабочая нагрузка
- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
- недостаток вознаграждения за работу (морального и материального)
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым)
- работа с тяжелыми людьми (агрессивными, нервными)
- отсутствие каких-либо интересов вне работы
- переживание несправедливости и неудовлетворенности работой
развитие излюбленных приёмов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как – неизвестно.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Уважаемые коллеги предлагаю, вам немного порисовать, на столах лежат листы, на которых изображены 2 круга. В первом кругу, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, прошу вас секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь, работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).В другом круге – их идеальное соотношение.
"Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось…
Имеются ли у вас расхождения между реальным и идеальным положением вещей?
Как вы считаете, что можно сделать, чтобы приблизить реальное к идеальному?
От кого или от чего это зависит?"
Да, есть вещи которые от нас не зависят по ряду причин, а что можем сделать непосредственно мы, чтобы эта разница между реальным и желаемым не была велика, или вовсе ушла?
Как вы считаете? Ваши предположения, ваши мысли?
В первую очередь, стараться оставлять мысли о работе на работе.
1. Отвлекайтесь:
• много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе;
• постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет;
• оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь;
• обращайте внимание на мельчайшие детали;
2. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
• наведите порядок дома или на рабочем месте;
• устройте прогулку или быструю ходьбу;
• пробегитесь;
• побейте мяч или подушку и т. п.
3. каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом:
"Я достаточно хороша!"
4. Выражайте эмоции:
• изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса (показывайте эмоции на лице, проявляйте эмоции в жестах, с помощью голоса)
• мните, рвите бумагу, что поможет успокоиться.
• попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен. ", "Меня это обидело. ").
5. Творите в свободное время:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
• рисуйте;
• танцуйте;
• пойте;
• лепите;
• шейте;
• конструируйте и тд
6. Баланс желаний и возможностей– не стремиться всё улучшить,– меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”, – прощать себя и других,– учиться говорить “нет”,– отсеивать лишнюю информацию.
7. Психологическая диета - Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла.
Упражнение "РЕФЛЕМЕНГ"
В каждой ситуации есть, что - то положительное и отрицательное.
Напишите 3 предложения начиная с фразы. Я должен
Я должен….(работать)
Я должен….(быть мамой)
Я должен….(быть на высоте)
Исправить, Я должен… на я решил
Я решил ….(работать)
Я решил ….(быть мамой)
Я решил ….(быть на высоте) В итоге
ВЫ НИ ЧЕГО, НЕ КОМУ НЕ ДОЛЖНЫ
Написать 3 предложения начиная с фразы
я не могу
Я не могу (отказать в просьбе)
Я не могу (я не могу так больше жить)
Я не могу)
Исправить я не могу на я не хочу
Я не хочу (отказать в просьбе)
Я не хочу (я не могу так больше жить)
Я не хочу….)
В ИТОГЕ МЫ ЭТОГО НЕ ХОТИМ
Пишем ещё 3 предложения, начиная с фразы мне нужно
Мне нужно….(много денег)
Мне нужно….(мне нужно поспать)
Мне нужно….(мне готовиться к лекции)
Исправить мне нужно на я хочу
Я хочу ….… (много денег)
Я хочу ….… (уют и тепло дома)
Я хочу ….… (мне нужно поспать)
В ИТОГЕ СОВПАДАЕТ ЛИ С ЖЕЛАНИЯМИ?
СОВПАДАЕТ!
Да, возможно не 100 % совпадение, но основная часть совпадает.
Таким образом, улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через умения радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для нашего здоровья отравляя его организм «стрессовыми токсинами».
Профессиональный долг обязывает педагога преодолевать состояние раздражительности, тревожности, отчаяния.
Для этого необходимо вооружиться способами саморегуляции эмоционального состояния.
Для этих целей могут использоваться:
самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимого для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен», и т. д;
самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: Контролировать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Как я сижу (стою?», «Как я дышу?». В случае выявления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно сесть (встать, установить спокойный ритм дыхания: сделать 2 -3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание;
дыхательные упражнения:
Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться — глубоко вдохните и выдохните. Выдохните все напряжение из своего тела. Вдыхать нужно носом, а выдыхать через рот, причем выдох длиннее вдоха в три раза. Повторить 3-6 раз.
Я подготовила перечень упражнений, которые могут помочь нам в снятие эмоционального напряжения, многие из них можно выполнять на рабочем месте:
Упражнение 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Упражнение 2. Слегка помассируйте кончик мизинца.
Упражнение 3. «Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).
Упражнение 5. «Точечный массаж» - Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.
Упражнение 6.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
Напрягите и расслабьте икры.
Напрягите и расслабьте колени.
Напрягите и расслабьте бедра.
Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
Напрягите и расслабьте живот.
Расслабьте спину и плечи.
Расслабьте кисти рук.
Расслабьте предплечья.
Расслабьте шею.
Расслабьте лицевые мышцы.
Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, - вы полностью расслабились.
Упражнение 7. Техника «глубокого дыхания» Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.
Упражнение 8. Техника «управления гневом»
Делаем глубокий, плавный вдох - на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (сначала левый) - делаем глубокий выдох. Затем правый кулак, затем оба кулака.
Игра “Волшебная шкатулка”
Наш семинар подходит к логическому завершению, и хотелось бы с вами придержаться психологической диеты. Т. е для кого то из нас завершить рабочий день,а для кого то начать (кто сегодня во вторую смену) чем-то приятным. Прошу достать по одной записке из волшебной коробочки, которая подскажет, что вас ожидает сегодня или что нужно сделать в ближайшее время.
Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия: Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали на занятии? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече. Опишите свои чувства.
Спасибо за внимание, удачного дня!