Галина Ушакова
Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.
Задачи:
- формирование умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
- формирование способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.
Оборудование и материалы: бейджики, ручки, карточки, проектор, презентация.
Длительность: 45 мин.
Публикация «Семинар-практикум „Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход семинара:
1. Разминка: «Хромая обезьяна».
По преданию, Ходжа Насреддин пообещал вылечить кривого, хромого и горбатого, если тому, удастся выполнить это упражнение. Излечение, естественно, не удалось из-за того, что пациент оказывался неспособным контролировать свои мысли.
Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения. Первый хлопок обычно вызывает серию ответных отвлечений, и это простейшее взаимодействие иногда создает чувство общности.
Психолог: Именно в период дошкольного детства у ребенка формируется «вектор» развития. Именно педагоги детского сада дают старт развитию личности ребенка. Именно от того, как ребенок развивается в дошкольном детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. А должен ли быть «вектор» развития у самого воспитателя? Несомненно, да! Воспитать личность может только … (личность). Обладаете ли вы сами указанными качествами?
У каждого человека есть свои недостатки, т. е. то, что ему недостает. Парадоксально, но факт, достоинства не так бросаются в глаза, как недостатки.
По мнению профессора Флетчера отрицательных качеств не существует. Есть качества, недостаточно или чрезмерно развитые, иным словом, несбалансированные. Например: такая черта характера, как гибкость может превратиться в безвольность или, напротив, в жесткость. А это уже недостатки.
2. Мозговой штурм «Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые Качества Чрезмерно развитые
Безразличный Любознательный Любопытный
Беспомощный Самостоятельный Эгоцентричный (самоуверенный)
Заурядный Творческий Экспрессивный
Замкнутый (обособленный) Коммуникативный Навязчивый (назойливый)
Безвольный Волевой (решительный) Дерзкий (нахальный,навязчивый)
Можете ли вы сказать, что данные качества у Вас достаточно развиты? Всегда ли Вам удается проявлять указанные качества в профессиональной деятельности? Отметьте стрелочкой те качества, которые вы бы хотели развивать в себе в первую очередь? Объясните, почему это необходимо? И помните: каждый человек – автор своей собственной жизни.
Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой!
3. Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.
4. На листочках напишите свое имя, фамилию и ответы на вопросы:
1. Какие 3 предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?
2. Если бы колдун превратил меня в животное, то в какое?
3. Моя любимая пословица или поговорка –
4. Когда меня хвалят я ….
Ответы собираем, нумеруем, зачитываем. Каждый участник отмечает номер листка и свое мнение о том, чей это ответ. Когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.
Обсуждение (каждый по кругу)
«Попробуйте проанализировать себя, выскажитесь желающие, ответив на вопросы:
Всех ли ты угадал? Сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства или способность чувствовать другого человека?
Когда отвечал на вопросы какое было желание - стремление закрыться, ответить сухо и коротко или было желание выразить себя, свой внутренний мир, ощущения?»
5. Упражнение "Посещение зоопарка"
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
7. Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).[1]
Упражнение 6. «Главное – второстепенное»
Цели: снижение "стресса торопливости", выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.
Участники: вся группа.
Продолжительность: 5 мин.
Технология: - Напишите по порядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.
А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 75 – 80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.
А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 80-летних.
Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?
Заключительная игра «Солнышко»
Цель: вызвать у участников положительные эмоции.
Педагог – психолог: сейчас на листах бумага вам нужно будет нарисовать солнышко с лучиками. Лучиков должно быть равно количеству участников за исключением вас самого. В центре солнышка вы пишете свое имя. Сейчас мы будем передавать солнышко по кругу и на лучиках будем записывать пожелания, комплименты своим коллегам, пока ваш листочек с солнышком не вернется к вам обратно.
(участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты своим коллегам на лучиках. Лист, пройдя круг, возвращается к своему хозяину).