Получи документы

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов-психологов «Профилактика профессионального выгорания»

Ткачева Татьяна
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов-психологов «Профилактика профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы

Выгорание — это сильнейшее психофизическое истощение, при котором пропадают силы и желание заниматься тем, что раньше приносило удовольствие. Проявляется оно усталостью, раздражением, апатией, пренебрежительным отношением к работе и другим обязанностям. Причина — стресс, который превысил возможности организма и психики.

Сначала поговорим о различии между профессиональным и эмоциональным выгоранием.

Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов-психологов „Профилактика профессионального выгорания“» размещена в разделах

Профессиональное и эмоциональное выгорание : в чем разница

Профессиональное выгорание — истощение из-за стресса на работе. Сначала пропадает интерес к ней, но постепенно апатия и раздражительность распространяются на все или многие сферы жизни.

В группу риска по профессиональному выгоранию входят специалисты помогающих профессий : психологи, медики, педагоги, консультанты различных направлений.

Психологи — особая группа риска, потому что им не только приходится много и тесно общаться с людьми, но и часто встречаться со сложными и неприятными чувствами, чужой болью. И начинающие, и опытные специалисты в равной степени подвержены профессиональному выгоранию.

Эмоциональное выгорание — истощение из-за стресса в жизни, которое со временем отражается и на работе. Например, человек переживает из-за нестабильной ситуации в обществе, и тревога распространяется на все сферы его жизни. Или из-за проблем в семейных отношениях не хватает сил на работу. Личностный кризис мешает жить и работать. Эмоциональному выгоранию подвержены все люди.

Педагоги-психологи также подвержены эмоциональному и профессиональному выгоранию.

И я предлагаю Вам пройти

Тест Экспресс-оценка «выгорания»

Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл.

1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности, я сделал (а) бы это без промедления.

3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (ученики, родители и т. д.)

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

6. Коллегам (ученикам, родителям и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты», которые использую мысленно.

7. С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.

Оценка результатов:

0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Профессия психолога требует ежедневного, ежечасного расходования невероятного количества душевных сил и энергии. А умение владеть собой, держать себя в руках – очень важные показатели деятельности психолога, от которых зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Я предлагаю Вам профилактические упражнения…

1. Упражнение «Ваше настроение»

Цель: установление контакта, снять напряжение.

Оборудование: цветные карточки (несколько штук одного цвета).

Теперь предлагаю посмотреть, какое настроение и самочувствие у вас сейчас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, который больше всего нравится в данный момент.

Ключ:

Синий – спокойствие, удовлетворенность, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчение.

Зеленый – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – покой, стабильность, необходимость в домашнем уюте.

Желтый – активность, веселость, стремление к общению, ожидание счастья.

Черный – защищенность, скрытность, желание «уйти в свой внутренний мир».

2. Упражнение «Имена-качества»

Цель: знакомство, сплочение коллектива.

Я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Сидя в кругу, мы будем по очереди называть свое имя, а сидящие рядом коллеги подбирать для каждого участника положительные качества на 1-ю букву имени. Например, «Я – Татьяна – тихая, таинственная, тактичная, талантливая, толерантная, трудолюбивая и т. д.»

Отлично! Теперь каждый из нас знает о своих супер качествах!

3. Упражнение «Порядковый счет»

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми

участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит: «Один» – и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит: «Два» – и смотрит на следующего участника и т. д.

4. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цель: сброс мышечного напряжение, разрядка обстановки.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен: танец кистей рук, танец рук, танец головы, танец плеч, танец живота, танец ног, танец бедер.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Психолог: Отлично! Существует много способов и методов быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения. Предлагаю некоторые из них:

5. Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

6. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

7. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, руки поднимите вверх, закройте глаза. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе - Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

8. Упражнение «Шарик»

Цель: помочь осознать, как можно контролировать эмоции.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваши эмоции. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с эмоциями внутри шарика? Можно ими управлять? (Они выходит из него и ими можно управлять.) Так и человек должен учиться контролировать свои эмоции для того чтобы не навредить окружающим людям и себе, или не лопнуть, как шарик…

9. Упражнение «Дружественная ладошка».

Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Пожалуйста!

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Итак, чтобы нас эмоциональное выгорание не настигло, старайтесь следовать трем девизам:

1. Качественный отдых – «Отдых - всему голова!

2. Пробуждение силы тела – «Движение – жизнь!»

3. Удовольствие от мелочей жизни – «Мелочь – а приятно!».

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов-психологов «Профилактика профессионального выгорания»
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 20:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов-психологов «Профилактика профессионального выгорания»» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Татьяна (УИ 126458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД