Ткачева Татьяна
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов-психологов «Профилактика профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Выгорание — это сильнейшее психофизическое истощение, при котором пропадают силы и желание заниматься тем, что раньше приносило удовольствие. Проявляется оно усталостью, раздражением, апатией, пренебрежительным отношением к работе и другим обязанностям. Причина — стресс, который превысил возможности организма и психики.
Сначала поговорим о различии между профессиональным и эмоциональным выгоранием.
Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов-психологов „Профилактика профессионального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Профессиональное и эмоциональное выгорание : в чем разница
Профессиональное выгорание — истощение из-за стресса на работе. Сначала пропадает интерес к ней, но постепенно апатия и раздражительность распространяются на все или многие сферы жизни.
В группу риска по профессиональному выгоранию входят специалисты помогающих профессий : психологи, медики, педагоги, консультанты различных направлений.
Психологи — особая группа риска, потому что им не только приходится много и тесно общаться с людьми, но и часто встречаться со сложными и неприятными чувствами, чужой болью. И начинающие, и опытные специалисты в равной степени подвержены профессиональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание — истощение из-за стресса в жизни, которое со временем отражается и на работе. Например, человек переживает из-за нестабильной ситуации в обществе, и тревога распространяется на все сферы его жизни. Или из-за проблем в семейных отношениях не хватает сил на работу. Личностный кризис мешает жить и работать. Эмоциональному выгоранию подвержены все люди.
Педагоги-психологи также подвержены эмоциональному и профессиональному выгоранию.
И я предлагаю Вам пройти
Тест Экспресс-оценка «выгорания»
Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл.
1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности, я сделал (а) бы это без промедления.
3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (ученики, родители и т. д.)
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
6. Коллегам (ученикам, родителям и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты», которые использую мысленно.
7. С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.
Оценка результатов:
0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Профессия психолога требует ежедневного, ежечасного расходования невероятного количества душевных сил и энергии. А умение владеть собой, держать себя в руках – очень важные показатели деятельности психолога, от которых зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Я предлагаю Вам профилактические упражнения…
1. Упражнение «Ваше настроение»
Цель: установление контакта, снять напряжение.
Оборудование: цветные карточки (несколько штук одного цвета).
Теперь предлагаю посмотреть, какое настроение и самочувствие у вас сейчас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, который больше всего нравится в данный момент.
Ключ:
Синий – спокойствие, удовлетворенность, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчение.
Зеленый – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – покой, стабильность, необходимость в домашнем уюте.
Желтый – активность, веселость, стремление к общению, ожидание счастья.
Черный – защищенность, скрытность, желание «уйти в свой внутренний мир».
2. Упражнение «Имена-качества»
Цель: знакомство, сплочение коллектива.
Я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Сидя в кругу, мы будем по очереди называть свое имя, а сидящие рядом коллеги подбирать для каждого участника положительные качества на 1-ю букву имени. Например, «Я – Татьяна – тихая, таинственная, тактичная, талантливая, толерантная, трудолюбивая и т. д.»
Отлично! Теперь каждый из нас знает о своих супер качествах!
3. Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми
участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит: «Один» – и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит: «Два» – и смотрит на следующего участника и т. д.
4. Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Цель: сброс мышечного напряжение, разрядка обстановки.
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен: танец кистей рук, танец рук, танец головы, танец плеч, танец живота, танец ног, танец бедер.
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Психолог: Отлично! Существует много способов и методов быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения. Предлагаю некоторые из них:
5. Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
6. Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
7. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, руки поднимите вверх, закройте глаза. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе - Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
8. Упражнение «Шарик»
Цель: помочь осознать, как можно контролировать эмоции.
Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваши эмоции. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с эмоциями внутри шарика? Можно ими управлять? (Они выходит из него и ими можно управлять.) Так и человек должен учиться контролировать свои эмоции для того чтобы не навредить окружающим людям и себе, или не лопнуть, как шарик…
9. Упражнение «Дружественная ладошка».
Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Пожалуйста!
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Итак, чтобы нас эмоциональное выгорание не настигло, старайтесь следовать трем девизам:
1. Качественный отдых – «Отдых - всему голова!
2. Пробуждение силы тела – «Движение – жизнь!»
3. Удовольствие от мелочей жизни – «Мелочь – а приятно!».