Получи документы

Семинар-практикум «Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей»

Елена Ерошенко-Никишкова
Семинар-практикум «Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Рассказать о значимости эстафет для развития физических качеств дошкольника.

План:

1. Роль эстафет в развитии физических качеств дошкольников.

2. Характеристика игр-эстафет

3. Виды и классификация игр-эстафет

4. Методика проведения игр эстафет

5. Практическая часть.

1. Роль эстафет в развитии физических качеств дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум „Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей“» размещена в разделах

Основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.

Двигательная активность – главный фактор, определяющий уровень обменных процессов в организме и, соответсвенно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем. Для нормального роста и гармоничного развития ребенка необходим оптимальныйдвигательный режим.

В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитатния дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособбности и интереса к занятиям физической культурой. Правильно подобранные физические упражнения, подвижные игры, игры-эстафеты помогут детям развить необходимые физические качества: силу, ловкость, выносливость, глазомер, послужат для профилактики искривления осанки, для развития у детей чувства коллективизма, уверенности в своих силах. И значительная роль в этом принадлежит играм-эстафетам.

Эстафета – это игра,в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому игроку своей команды предмет (палочку, мяч, обруч,и стараясь сделать это быстрее участников команды-противника. Все игры-эстафеты составляются их движений, предусмотренных «Программой воспитатния в детском саду», выполнение их вполне доступно и интересно детям. Эстафеты как вид двигательной активности детей используется, начиная со старшего возраста.

В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, демонстрируя хорошие скоростно-силовые способности, выносливость. И поэтому для тренировкидвигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать и особенно желание играть. Во время эстафет многие выполняют игровые действия значительно лучше, чем в ходе тренировочных занятий. И поэтому их необходимо шире включать в занятия и досуг детей.

При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Эстафета – это также соревнования спортивных команд.

Формы использования соревнований в эстафетах разнообразны. Соревнование используется как прием, который помогает вызвать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, быстрее осмысливать двигательные задания, повышать двигательную, мыслительную, эмоциональную и творческую активность детей, развивать внимание, совершенствовать двигательную память.

Соревнование применяются и как способ совершенствования двигательных навыков и физических способностей, и как средство воспитатния морально-волевых качеств (смелости, взаимовыручки) на правивильное или быстрое выполнение движения, точную и быструю реакцию на сигнал лучшее выполнение игровой роли, сознательное и ответственное соблюдение правил, требует разнообразия приёмов и форм проведения соревнования.

Вместе с тем соревнование как прием совершенствования двигательного навыка должно использоваться нечасто и применяться тогда, когда возникает необходимость совершенствования навыка или его элементов. А частое использование соревнования может привести к эмоциональному привыканию или вызвать излишнее эмоциональное возбуждение.

2. Характеристика игр-эстафет.

Что же такое игры-эстафеты?Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действия каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.

В каждой игре-эстафете одновременно решается несколько ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества : ловкость, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции.

Наряду с этим у детей воспитывается смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность и повышается интерес к занятиям. Происходит комплексное развитие физических качеств и морально-волевых качеств детей.

Игры-эстафеты проводятся :

- в середине основной части занятия (ОВД) с целью качественной проверки изученного материала (закрепление и совершенствование умений) в усложненных условиях предельных скоростей, эмоционально возбуждения, высокой ответственности перед коллективом – командой. Подбираются эстафеты, включающие одно-два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения.

- вместо подвижной игры в основной части занятия с той же целью, что и в середине, но уже с применением любых эстафет, в том числе самых сложных, с использованием различного оборудования.

Планировать проведения игр-эстафет целесообразно в течение всего учебного года, меняя их содержание соответственно программе.

Эстафеты исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. А праздничное оформление зала, внесение дополнительного материала, создание атмосферы соревнования радуют детей, вызывают приподнятое, жизнерадостное настроение. Идеальная пора для использования различного вида эстафет – каникулы, Дни здоровья, досуги, праздники.

3. Виды и классификация игр-эстафет.

В педагогической практике эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий:

1. По количеству включаемых заданий эстафеты классифицируются –

на простые и сложные.

Простые эстафетывключают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание. Сложные эстафеты - включают более двух заданий. С учетом содержания заданий эстафеты могут выступать как полосы препятствий.

2. По требованию к выполняемым заданиям – строго регламентированные и произвольные. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя пятку к носку, ведение мяча правой рукой). Такой вариант эффективен при повторении и закреплении упражнений. Произвольные- в таких случаях игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.

3. По характеру перемещения –линейные, встречные, круговые:

Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды не выполнят игровые задания.

Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещение игроков или передача эстафеты идет навстречу друг другу.

В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг, и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону.

4. По способу действия участников - наиндивидуальные и коллективные:

В индивидуальных – все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с продвижением различными способам, с продвижением и дополнительными заданиями.

В коллективных – участники передвигаются группами: успех решает согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение, сочетаемое с коллективными действиями.

5. По виду упражнений: гимнастические; легкоатлетические (сбегом, прыжками); игровые (баскетбольные, футбольные); лыжные; водные.

6. Также эстафеты могут быть тематическими (сюжетными) и комическими. Учитывая классификацию подвижных игр и игр-эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать методику проведения игр-эстафет.

4. Методика проведения игр-эстафет.

Игры-эстафеты должны обеспечить разносторонне развитие моторики детей, а также способствовать формированию умения действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры. Необходимо использовать игры-эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и с разной организацией детей, с различными вариантами построений команд, с более сложными сочетаниями упражнений, с непривычной для детей последовательностью выполнения заданий, с нетрадиционным делением зала.

При отборе игр-эстафет воспитатель руководствуется, прежде всего, уровнем подготовленности детей и степенью овладения тем или иным видом движений. В начале учебного года целесообразно проводить игры-эстафеты с более простым содержанием, с менее сложными движениями, с привычным для детей построением команд в колонну по одному, со знакомым направлением движения в зале. Следует подбирать игры-эстафеты так, чтобы двигательные задания в них усложнялись постепенно. Такая система работы подводит детей к правильному выполнению движений, к выполнению основных правил в эстафете, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений, формирует умение детей передавать эстафету.

Итак, главное требование, которым надо руководствоваться при подборе двигательных заданий для игр-эстафет, - соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.

При этом необходимо учитывать общий уровень физического и интеллектуального развития детей данной возрастной группы, уровень сформированности элементов техники движений, уровень их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности; время года, время в режиме дня, место проведения игры-эстафеты.

Итак, при подборе игр-эстафет необходимо учитывать:

1. Педагогические задачи, которые будут решаться в играх-эстафетах.

2. Форму занятия, в которое включена игра-эстафета.

3. Состав команды по количеству участников, по возрасту и полу.

4. Уровень физической подготовленности детей.

5. Условия и место проведения игры-эстафеты : размеры зала и площадки, наличие инвентаря.

6. Состояние участников: характер их деятельности перед игрой и непосредственно после эстафеты.

Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности, настойчивости).

Таким образом, использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи.

Список литературы:

1. Желобкович Е. Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

Практическая часть:

1. ЭСТАФЕТА «Стройная леди»

Участники стоят в колонне по одному на стартовой линии. У первого участника мешочек лежит на голове. По сигналу он начинает движение с мешочком на голове до ориентира (конуса, обегает его, возвращается обратно, передает мешочек следующему участнику.

2 ЭСТАФЕТА «Классики»

Участники стоят на линии старта в колонне по одному. По сигналу первый участник выполняет прыжковое упражнение «классики» - с одной ноги на две, пролезает сквозь обруч и возвращается обратно в команду, передает эстафету и становится в конец колонны.

3 ЭСТАФЕТА «Передача мяча»

Участники выстраиваются в колонну по одному на линии старта. В руках у первого участника мяч. По сигналу он начинает передавать мяч над головой следующему участнику в конец колонны. Последний участник, получив мяч, бежит вперед колонны и начинает передавать мяч и так пока, первый участник не окажется снова на линии старта.

4 ЭСТАФЕТА «Дружная команда»

Участники стоят на линии старта в колонне по одному. По сигналу первый участник бежит до конуса, обегает его, возвращается обратно, обегает оставшихся участников в команде и продолжает движение к конусу. В это время второй участник цепляется за талию первого, бегут вдвоем, далее втроем и так далее. Если участники «расцепились», они должны восстановить цепочку и продолжить движение.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках»Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей»
Опубликовано: 4 октября 2020 в 23:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ерошенко-Никишкова (УИ 348847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД