Елена Ерошенко-Никишкова
Семинар-практикум «Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Рассказать о значимости эстафет для развития физических качеств дошкольника.
План:
1. Роль эстафет в развитии физических качеств дошкольников.
2. Характеристика игр-эстафет
3. Виды и классификация игр-эстафет
4. Методика проведения игр эстафет
5. Практическая часть.
1. Роль эстафет в развитии физических качеств дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум „Роль эстафет в развитии и оздоровлении детей“» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
Основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.
Двигательная активность – главный фактор, определяющий уровень обменных процессов в организме и, соответсвенно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем. Для нормального роста и гармоничного развития ребенка необходим оптимальныйдвигательный режим.
В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитатния дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособбности и интереса к занятиям физической культурой. Правильно подобранные физические упражнения, подвижные игры, игры-эстафеты помогут детям развить необходимые физические качества: силу, ловкость, выносливость, глазомер, послужат для профилактики искривления осанки, для развития у детей чувства коллективизма, уверенности в своих силах. И значительная роль в этом принадлежит играм-эстафетам.
Эстафета – это игра,в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому игроку своей команды предмет (палочку, мяч, обруч,и стараясь сделать это быстрее участников команды-противника. Все игры-эстафеты составляются их движений, предусмотренных «Программой воспитатния в детском саду», выполнение их вполне доступно и интересно детям. Эстафеты как вид двигательной активности детей используется, начиная со старшего возраста.
В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, демонстрируя хорошие скоростно-силовые способности, выносливость. И поэтому для тренировкидвигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать и особенно желание играть. Во время эстафет многие выполняют игровые действия значительно лучше, чем в ходе тренировочных занятий. И поэтому их необходимо шире включать в занятия и досуг детей.
При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.
Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.
Эстафета – это также соревнования спортивных команд.
Формы использования соревнований в эстафетах разнообразны. Соревнование используется как прием, который помогает вызвать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, быстрее осмысливать двигательные задания, повышать двигательную, мыслительную, эмоциональную и творческую активность детей, развивать внимание, совершенствовать двигательную память.
Соревнование применяются и как способ совершенствования двигательных навыков и физических способностей, и как средство воспитатния морально-волевых качеств (смелости, взаимовыручки) на правивильное или быстрое выполнение движения, точную и быструю реакцию на сигнал лучшее выполнение игровой роли, сознательное и ответственное соблюдение правил, требует разнообразия приёмов и форм проведения соревнования.
Вместе с тем соревнование как прием совершенствования двигательного навыка должно использоваться нечасто и применяться тогда, когда возникает необходимость совершенствования навыка или его элементов. А частое использование соревнования может привести к эмоциональному привыканию или вызвать излишнее эмоциональное возбуждение.
2. Характеристика игр-эстафет.
Что же такое игры-эстафеты?Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.
Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действия каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.
Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.
В каждой игре-эстафете одновременно решается несколько ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества : ловкость, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции.
Наряду с этим у детей воспитывается смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность и повышается интерес к занятиям. Происходит комплексное развитие физических качеств и морально-волевых качеств детей.
Игры-эстафеты проводятся :
- в середине основной части занятия (ОВД) с целью качественной проверки изученного материала (закрепление и совершенствование умений) в усложненных условиях предельных скоростей, эмоционально возбуждения, высокой ответственности перед коллективом – командой. Подбираются эстафеты, включающие одно-два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения.
- вместо подвижной игры в основной части занятия с той же целью, что и в середине, но уже с применением любых эстафет, в том числе самых сложных, с использованием различного оборудования.
Планировать проведения игр-эстафет целесообразно в течение всего учебного года, меняя их содержание соответственно программе.
Эстафеты исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. А праздничное оформление зала, внесение дополнительного материала, создание атмосферы соревнования радуют детей, вызывают приподнятое, жизнерадостное настроение. Идеальная пора для использования различного вида эстафет – каникулы, Дни здоровья, досуги, праздники.
3. Виды и классификация игр-эстафет.
В педагогической практике эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий:
1. По количеству включаемых заданий эстафеты классифицируются –
на простые и сложные.
Простые эстафеты – включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание. Сложные эстафеты - включают более двух заданий. С учетом содержания заданий эстафеты могут выступать как полосы препятствий.
2. По требованию к выполняемым заданиям – строго регламентированные и произвольные. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя пятку к носку, ведение мяча правой рукой). Такой вариант эффективен при повторении и закреплении упражнений. Произвольные- в таких случаях игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.
3. По характеру перемещения –линейные, встречные, круговые:
Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды не выполнят игровые задания.
Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещение игроков или передача эстафеты идет навстречу друг другу.
В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг, и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону.
4. По способу действия участников - наиндивидуальные и коллективные:
В индивидуальных – все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с продвижением различными способам, с продвижением и дополнительными заданиями.
В коллективных – участники передвигаются группами: успех решает согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение, сочетаемое с коллективными действиями.
5. По виду упражнений: гимнастические; легкоатлетические (сбегом, прыжками); игровые (баскетбольные, футбольные); лыжные; водные.
6. Также эстафеты могут быть тематическими (сюжетными) и комическими. Учитывая классификацию подвижных игр и игр-эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать методику проведения игр-эстафет.
4. Методика проведения игр-эстафет.
Игры-эстафеты должны обеспечить разносторонне развитие моторики детей, а также способствовать формированию умения действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры. Необходимо использовать игры-эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и с разной организацией детей, с различными вариантами построений команд, с более сложными сочетаниями упражнений, с непривычной для детей последовательностью выполнения заданий, с нетрадиционным делением зала.
При отборе игр-эстафет воспитатель руководствуется, прежде всего, уровнем подготовленности детей и степенью овладения тем или иным видом движений. В начале учебного года целесообразно проводить игры-эстафеты с более простым содержанием, с менее сложными движениями, с привычным для детей построением команд в колонну по одному, со знакомым направлением движения в зале. Следует подбирать игры-эстафеты так, чтобы двигательные задания в них усложнялись постепенно. Такая система работы подводит детей к правильному выполнению движений, к выполнению основных правил в эстафете, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений, формирует умение детей передавать эстафету.
Итак, главное требование, которым надо руководствоваться при подборе двигательных заданий для игр-эстафет, - соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.
При этом необходимо учитывать общий уровень физического и интеллектуального развития детей данной возрастной группы, уровень сформированности элементов техники движений, уровень их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности; время года, время в режиме дня, место проведения игры-эстафеты.
Итак, при подборе игр-эстафет необходимо учитывать:
1. Педагогические задачи, которые будут решаться в играх-эстафетах.
2. Форму занятия, в которое включена игра-эстафета.
3. Состав команды по количеству участников, по возрасту и полу.
4. Уровень физической подготовленности детей.
5. Условия и место проведения игры-эстафеты : размеры зала и площадки, наличие инвентаря.
6. Состояние участников: характер их деятельности перед игрой и непосредственно после эстафеты.
Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности, настойчивости).
Таким образом, использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи.
Список литературы:
1. Желобкович Е. Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
Практическая часть:
1. ЭСТАФЕТА «Стройная леди»
Участники стоят в колонне по одному на стартовой линии. У первого участника мешочек лежит на голове. По сигналу он начинает движение с мешочком на голове до ориентира (конуса, обегает его, возвращается обратно, передает мешочек следующему участнику.
2 ЭСТАФЕТА «Классики»
Участники стоят на линии старта в колонне по одному. По сигналу первый участник выполняет прыжковое упражнение «классики» - с одной ноги на две, пролезает сквозь обруч и возвращается обратно в команду, передает эстафету и становится в конец колонны.
3 ЭСТАФЕТА «Передача мяча»
Участники выстраиваются в колонну по одному на линии старта. В руках у первого участника мяч. По сигналу он начинает передавать мяч над головой следующему участнику в конец колонны. Последний участник, получив мяч, бежит вперед колонны и начинает передавать мяч и так пока, первый участник не окажется снова на линии старта.
4 ЭСТАФЕТА «Дружная команда»
Участники стоят на линии старта в колонне по одному. По сигналу первый участник бежит до конуса, обегает его, возвращается обратно, обегает оставшихся участников в команде и продолжает движение к конусу. В это время второй участник цепляется за талию первого, бегут вдвоем, далее втроем и так далее. Если участники «расцепились», они должны восстановить цепочку и продолжить движение.