Ольга Петухова
«Психолого — педагогическое кафе» семинар-практикум «Преемственность в работе между школой и ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум «Психолого – педагогическое кафе»
на тему «Преемственность в работе между БДОУ СМР «Детский сад №33», БОУ СМР «СОШ №5» и семьей при подготовке детей к школе»
Цель: Познакомить молодых педагогов с проблемой преемственности между БДОУ СМР «Детский сад №33», БОУ СМР «СОШ №5» и семьей при подготовке детей к школе.
Задачи:
Публикация «„Психолого — педагогическое кафе“ семинар-практикум „Преемственность в работе между школой и ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Психология школьников
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
1. Познакомить молодых педагогов с проблемой преемственности между ДОО и школой.
Представить работу по четырем взаимосвязанным направлениям: с педагогами, родителями, с детьми и работа кружковых объединений ДОО.
2. Создать доброжелательную обстановку взаимодействия между молодыми педагогами, доставить удовольствие и радость от общения друг с другом.
Ход семинара – практикума :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу хотелось бы начать словами великого психолога Леонида Абрамовича Венгера
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться»
Понятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) –важный этап преемственности ДОО и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Уважаемые педагоги, сегодня наша встреча проходит в психолого – педагогическом кафе. На столах лежит меню, блюда которого вы можете попробовать в течение нашей встречи!
Как вы уже заметили на завтрак у нас Минутка знакомства и минутка творчества
Минутка знакомства: «Давайте познакомимся!» (фон музыка релаксансация)
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального настроя на мероприятие.
Инструкция: Выйдите ко мне, встаньте в круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться друг с другом, передавая блюдце с водой. Для этого я предлагаю Вам вспомнить свое имя и придумать на каждую букву своего имени качество, которое характерно для вас. (например, меня зовут ОЛЬГА- качества, которые меня характеризуют: ответственная, ласковая, мягкая, гордая, активная). На памятках перечислены качества на разные буквы алфавита для того, чтобы облегчить ваш труд в подборе качеств.
Сегодня мы с вами поговорим о необходимости преемственности между ДОО, школой и семьей.
Предлагаем вашему вниманию Минутку творчества:
Используя подручные материалы представьте творчески как вы понимаете понятие ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ?
В литературе даны следующие понятия ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
• С позиции школы – преемственность- это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.
• С позиции ДОО – преемственность- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
• Преемственность это двухсторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для обучения в школе.
Предлагаем комплексный обед:
Обозначив и осознав данную проблему, коллектив нашего детского сада налаживает плодотворное сотрудничество педагогов БДОУ СМР «Детский сад №33», БОУ СМР «СОШ№5» и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи (которые представлены на слайде)
Цель: Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный характер
Преемственность общеобразовательных программ обеспечивается по следующим направлениям :
• Развитие любознательности у воспитанников дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей обучающихся
• Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающихся
• Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.
Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному двумя сторонами (БДОУ СМР «Детский сад №33» и БОУ СМР «СОШ №5») плану преемственности воспитательно - образовательного процесса на основании заключенного договора.
Предлагаю попробовать вам первое блюдо нашего комплексного обеда.
Работа с педагогами в нашем ДОО строится следующим образом:
Организовываются педсоветы, педчасы, проводятся консультации, на темы:
• «Портрет будущего первоклассника»
• «Проведение мониторингового среза по готовности к школе ребенка дошкольника»
• «Проведение анализа теста Керна –Иерасека»
• «Психологические особенности детей 6-7 лет»
• «Психологическая готовность детей к школе»
• «Развитие внимания детей 6-7 лет»
• Развитие навыков общения детей дошкольного возраста
• «Использование разнообразия игр и упражнений на развитие мыслительных операций детей в подготовке к школе»
Одной из эффективных форм работы являются семинары- практикумы, деловые игры с педагогами.
Тематика такая:
• Релаксация в жизни взрослых и детей
• Эмоциональное выгорание
• Развитие навыков общения педагогов
• Проведение мониторинговых срезов с детьми подготовительной группы
• Проведение теста Керна –Иерасека с педагогами. Оценка своего рисунка самими педагогами.
Педагоги нашего дошкольного учреждения активно участвуют в разнообразных мероприятиях, организуемых Управлением образования, ДДТ, которые проходят в БОУ СМР «СОШ №5»
• Участие в мероприятиях, организуемых Управлением образования и ДДТ в БОУ СМР «СОШ №5» педагогов в качестве жюри в конференции «Мир открытий» -2016г» старший воспитатель, в фестивале «Мир открытий» -2017 музыкально – литературной тематики, приуроченный к 85- летию г. Сокол – музыкальный руководитель.
• Участие педагогов ДОО №33 круглого стола БОУ СМР «СОШ №5» «Проблемы преемственности»
Эффективной формой проведения являются тренинги и разнообразные мастер – классы, организуемые с педагогами ДОО (где воспитатели сами обучают друг друга а так же приглашаем специалистов со стороны, результаты своего труда активно используем в воспитательно – образовательном процессе).
• Подготовка к совместному мероприятию с БОУ СМР «СОШ №5». Изготовление георгиевских ленточек (канзаж)
• Развитие мелкой моторики рук
• Составление презентаций к НОД (Правила поведения в школе)
• Развитие навыков общения педагогов посредством игровых технологий
• Изготовление кубиков Косса
• Эмоциональное выгорание педагогов
• Проведение мониторинговых срезов с детьми подготовительной группы по готовности к школе.
На слайдах вы можете видеть проводимые в ДОО мастер - классы.
Издание газеты «Счастливы вместе» совместно с педагогами для семей воспитанников и в помощь самим педагогам на разнообразные темы:
• Психологическая готовность к школе»
• Жестокое обращение с детьми
• Развиваем память
• Развиваем внимание
• Гиперактивные дети и др Выпуски газеты «Счастливы вместе представлены в папке.
Для тесного сотрудничества и владения обоими сторонами подготовкой к школе организуются взаимопосещение педагогами ДОО уроков учителей БОУ СМР «СОШ №5» и НОД педагогов ДОО и уроков в школе. Ежегодно проводится круглый стол по проблеме Преемственности, проводится анализ мероприятий, намечается стратегия работы педагогами по проблеме подготовки к школе детей подготовительной группы.
В конце учебного года на каждого ребенка составляются характеристики на будущих первоклассников.
• В ДОО №33 организуются консультации для педагогов выпускной группы по написанию характеристики
• По составлению индивидуальных рекомендаций по каждому выпускнику.
• Педагогами группы пишутся характеристик на дошкольников, которые к сентябрю относятся в БОУ СМР «СОШ №5». (на круглом столе учителя дали положительные отзывы, и говорят о том что получили информацию о своих первоклассников, что помогло в организации педагогического процесса учебе в 1 классе)
Предлагаем немного отдохнуть и выполнить практическое задание:
Тест Умеете ли Вы подчиняться указаниям? (имея в распоряжении 2 минуты)
1. До того, как что – нибудь сделать внимательно все прочитайте.
2. Напишите печатными буквами имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите Ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратиков.
5. В каждом квадратике поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию вверху посередине листа.
7. Под Вашим именем напишите свой номер телефона или 100.
8. Громко назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до1.
13. Заключитев прямоугольник слово «угол» в предложении №4.
14. В верхней части листа проделайте три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я все закончил!»
Теперь, когда Вы все внимательно прочитали, выполните только задания один и два.
Для того, чтобы были хорошие результаты в подготовке детей к школе воспитатели, специалисты, должны работать сплоченным коллективом – одной командой. Давайте совместно выберем форму нашего первого блюда.
Переходим ко второму блюдо нашего комплексного обеда: Работа с родителями воспитанников (Это блюдо представит воспитатель выпускной группы 2015-2016г Антонова Светлана Николаевна) :
Поступление в школу - очень важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Родителям сложно «перестроится» и принять тот факт, что их ребенок – уже не малыш, а почти «взрослый». Ребенок стал более самостоятельным!
Работа с родителями строится поэтапно с использованием различных форм работы :
• Анкетирование родителей ( цель: определить ожидания, опасения родителей)
• Разработка информационных стендов, буклетов и памяток (с целью просвещения родителей)- Тематика информационных стендов и памяток разнообразна и представлена в папке.
• Понимая проблему изнутри и видя то, как переживают родители, в связи с переходом в школу мы организовали семейный клуб «Счастливы вместе» и организацию семейного клуба «Знает правила семья, значит знаю их и я», где постарались рассматривать разнообразную тематику. Цель этого клуба: Объединить родителей, педагогов и детей, сблизить всех участников семейного клуба. Помочь раскрыть свои таланты.
Тематика семейных клубов разнообразна:
- «Наши семейные традиции»
-Мастер класс «Мы помним, мы гордимся» (посвящено празднованию 9 мая)
-«Зимние забавы на участке» (изготовление поделок из снежного теста к конкурсу -
-«Зимние постройки на участке»)
- «Пальчики оближешь» и др.
В последствии семьи воспитанников и детей перешли в БОУ СМР «СОШ №5» и являются активными участниками семейного клуба «Карусель»
Продолжается работа по ПДД и в школе. Проводятся встречи с инспектором ГИБДД
• Организация семинаров – практикумов для родителей является эффективной формой взаимодействия т. к. именно активные формы работы приносят осознанное отношение к подготовке детей к школе ( по разнообразным тематикам: например «Кризис 7-лет: от игры к учебе»)
• Проводятся открытая НОД для родителей и учителей. С целью определения стартовых возможностей выпускников ДОО.
• Организуется по плану взаимодействия с БОУ СМР «СОШ №5» и школой искусств и семьями воспитанников совместные мероприятия (мероприятие «Бегущий город», мастер – классы, флешмобы)
• Организуются встречи с выпускниками, беседы с родителями детей, выпустившихся в БОУ СМР «СОШ №5»
• Выпуск газеты «Счастливы вместе» с разнообразной тематикой, интересующей родителей ДОО
• Проводятся совместные праздников и развлечений (1 сентября «Новый год к нам идет», «Я талантлив» (к 1 сентября)
• Создание портфолио. Участие в конкурсе Портфолио в школе.
.
А сейчас предлагаю вам задание на осознание родительской роли родителями, которое используется в наших семинарах – практикумах, проводимых с родителями.
Игра «Из семени в росток»
Цель: Осознание родителями качеств, необходимых для подготовки детей к школьному обучению.
Инструкция: Уважаемы педагоги, предлагаю вам качества (они написаны на карточке, которые может развивать и воспитывать или не воспитывать в личности ребенка родитель в процессе подготовки к школе. И семечки, которые вам необходимо взять по 1 штуке каждому.
Если вы считаете, что это качество важное и пригодится вашему выпускнику в дальнейшей жизни (и в частности в школе) то мы садим свое семечко в горшочек с землей. Если считаете, что это качество нет необходимости взращивать, то обосновываете свой ответ и кладете семечко обратно на блюдечко.
Итак, у нас получился горшочек с посаженными семечками (качествами ребенка, необходимыми для подготовки ребенка к школе. Давайте их польем и будем ждать наших всходов.
Уважаемые педагоги приступаем к третьему блюду нашего комплексного обеда:
Работа с детьми (его представит Е. А. Карамышева, педагог выпускной группы 2016-2017г) :
Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму.
На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь.
Подготовка дошкольников к школе проходит планомерно и целенаправленно:
• Экскурсия в школу ( цель: формирование новой социальной позиции – школьника, формирование мотивации к обучению в школе)
• Образовательная деятельность и индивидуальная работа. Цель деятельности: Всесторонняя готовность ребенка к школе.
• Организация детских выставок детских работ на темы :
«Я иду в школу»
«Я - первоклассник». Цель: Развивать мотивационную готовность к школе.
• Просмотр презентаций для детей 6-7 лет «Правила поведения в школе»
• Проведение мастер - классов БОУ СОШ №5
«Рисование человека» (ученик 9 го класса, ученик школы искусств)
«Пластилинография»(ученик 2го класса)
«Обучение элементам футбола» (ученики 6 и 7 класса)
«Объемный цветок» (ученик 5 го класса)
«Волшебные опыты» (ученик 4 го класса)
«Вязание фенечек из резинок» (ученица 10 класса)
• Совместные мероприятия по ПДД (выступление ЮИД, акция «Засветись в темноте»)
• Организация игровой деятельности (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и. т. д.)
• Кружковая работа.
На ужин мы рассмотрим:
Работу кружковых объединений, организуемых в ДОО №33
• «Будущий первоклассник»
• «Я познаю мир»
• «АБВГДЕЙКА», «Читалочка»
• «Капелька»
( Цели и задачи кружковых формирований: формирование мотивационной, интеллектуальной и личностно – волевой готовности к обучению в школе, развитие танцевальных навыков, обучение навыкам чтения, развитие познавательных способностей к окружающему миру).
Вашему вниманию мы предлагаем Презентацию кружкового объединения «Капелька»
Танец муз руководителя Е. А. Железовой «В каждом маленьком ребенке»
Закончить наш семинар мы хотим следующими словами:
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!