Галина Вершняк
Консультация тифлопедагога «Преемственность со школой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Преемственность со школой» МБДОУ «ДС №10» Золотая рыбка Экскурсия группы «Веселые ребята» в СОШ №3-г. Мегион
Публикация «Консультация тифлопедагога „Преемственность со школой“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Тифлопедагог во взаимодействие с воспитателями ориентирует детей в правильном восприятии к нормам социально - адаптивного поведения в общественно значимых и бытовых ситуациях. Благодаря этому у них формируются адекватные, реалистические и наиболее полные представления об окружающем мире. Развитие ребенка только в стенах детского учреждения может получиться однобоким. Особенно важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.
Об особенностях тактильного и зрительного восприятия окружающего мира детей
Известно, что экскурсия обычно строится из сочетания двух основных элементов: рассказа и показа. Выделяют следующие особенности рассказа на экскурсии:
1. Зависимость от скорости передвижения группы. В работе с группой обязательно будет резко снижена скорость восприятия вследствие дефекта зрения.
2. Подчиненность рассказа показу. Начинают экскурсию с показа, со зрительных, осязательных, слуховых и иных впечатлений, а затем вводят рассказ. Это не исключает предварительных словесных указаний (куда, как и на какой объект следует смотреть).
Несоблюдение этого требования приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность, т. е. рассказ строится в отрыве от показа, не подкрепленный наблюдениями группы. Это особенно опасно для детей с нарушением зрения, т. к. лекционность экскурсии формирует у них вербализм мышления.
3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект (т. е. рассказ должен быть образным). Образность речи надо строить с учетом картины мира детей; образы, которыми оперирует экскурсовод, должны соответствовать зрительным представлениям дошколят, поэтому желательно не использовать только образные сравнения и метафоры, основанные на зрительных ассоциациях, а использовать художественные средства языка, основанные на слуховых, тактильных, температурных, кинестетических ощущениях.
4. Адресность, т. е. привязка к наблюдаемым на экскурсии объектам: экскурсовод формирует указания – на что обратить внимание.
5. Конкретность (материал, раскрывающий тему). Некоторые экскурсоводы рассматривают конкретность в рассказе как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий). Однако следует дозировать материал, исходя из возраста и особенностей группы, степени ее подготовленности. Все дефиниции в рассказе должны быть модифицированы с учётом возраста учащихся и объема их знаний по предмету рассказа (в соответствии с дошкольной программой).
К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.). Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушениями зрения об окружающем мире.
Как правило проведение наблюдений и экскурсий в социум связано с другими методами и приё мами: практически связанными с чувственным познанием предметов и их свойств (полисенсорными – звуки, запахи, ощущения, осязание, ощупывание, обведение, восприятие вкуса и мн. др. формы восприятия свойств). На экскурсии очень важны словесные методы, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.
После экскурсии в садике учителем еще раз повторяется и обобщается весь материал, уже с привлечением опыта, полученного на экскурсии. Экскурсоводу интересно будет узнать впечатления детей, их знания, приобретенные на экскурсии, и скорректировать текст в соответствии с результатами.
Учитель обычно проводит рисование, беседы по впечатлениям об экскурсии. Экскурсовод должен ознакомиться с текстами сочинений школьников, побеседовать с учащимися, в результате чего у него появится возможность внести в текст экскурсии необходимые коррективы, ремарки или дополнения.
Только при условии реализации принципа обратной связи можно говорить о создании необходимой методической базы для подготовки экскурсовода с детьми с нарушениями зрения.