Эльвира Супрун
Семинар-практикум «Правила и дисциплина»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум : «Правила и дисциплина»
«Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная» (Мария Монтессори).
Цель: оказание помощи педагогам во взаимодействии с детьми.
Задачи:
1. Содействовать осознанию педагогами собственной позиции и модели поведения в процессе взаимодействия с воспитанниками.
Публикация «Семинар-практикум „Правила и дисциплина“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Познакомить педагогов со способами экстренного педагогического воздействия при нарушении дисциплины в группе.
3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
Ход:
Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы — формирование дисциплины.
Какие ассоциации у вас вызывает слово «дисциплина»? (ответы педагогов).
Наиболее часто встречающиеся ответы, это – привычка к порядку, безропотное повиновение, отказ от свободного выражения своих огорчений, накопление внутренней обиды.
Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Цель педагога – направление действий ребёнка, а не наказание за ошибку.
Занимаясь вопросами дисциплины, мы способствуем развитию у детей навыков самоконтроля, формируем этические и моральные нормы, учим следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, способствуем удовлетворению личных запросов без ущерба для общества
С какого возраста следует прививать дисциплину? (ответы педагогов)
Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации, организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание.
Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:
• организационные (по лестнице идем друг за другом);
• коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
• коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Правила не могут быть унифицированными, общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.
Предлагаю технологию введения и соблюдения правил «6 шагов» С. В. Терпигорьевой.
• Первый шаг. Появление правил из конкретных событий, ситуаций в группе
Пример ситуации. При коллективном обсуждении прочитанной истории дети стараются перекричать друг друга, каждый хочет, чтобы взрослый слушал только его. На помощь придет второй шаг.
• Второй шаг. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.
• Третий шаг. Обсуждение ситуации и выработка правила.
Ситуацию обсудили, выработали правило. В данном случае: правило «Дождись своей очереди», Говорим, когда получим микрофон; говорим по очереди; говорим, когда слово даст воспитатель.
• Четвертый шаг. Моделирование правила.
В силу возрастных особенностей дошкольники нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило. В моделировании правил принимают участие и взрослые, и дети.
Готовая модель (или иллюстрация) помещается на видное место.
• Пятый шаг. Контроль и самоконтроль выполнения правила.
Методика «Светофор». На светофоре (три цветных круга из плотной бумаги) дети отмечают факты соблюдения или нарушения ими правила – прикрепляют прищепку к кругу соответствующего цвета (красный цвет – нарушал правило все время, желтый – иногда, зеленый – всегда соблюдал правило).
Бывают случаи, когда ребенок не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. На первых порах не стоит настаивать. Можно побеседовать с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».
Методика «Итоговый круг дня». После ужина дети обсуждают события текущего дня, им предлагаются подумать, проанализировать и оценить, как они сегодня выполняли правила.
Методика «Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного детьми за успешное выполнение правила и хорошее поведение «Звездой дня». Воспитатель организует работу так, чтобы каждый ребенок группы побывал на этом месте. Ценность методики в том, что она направлена на формирование положительной Я-концепции, на развитие самосознания и самооценки.
• Шестой шаг. Перемещение правил в «хранилище».
Когда правило усвоено большинством детей, оно перемещается в «хранилище». В качестве хранилища могут быть: книга «Наши законы», каталог «Этого нельзя».
Важно, чтобы и книга, и каталог были «живыми», рабочими. Дети должны о них знать. При необходимости правило из хранилища может вернуться к отдельному ребенку или ко всей группе.
Рекомендации к использованию данной технологии:
Правило усваивается легче, если в процессе знакомства с ним преобладает поощрение ребенка за положительные действия.
Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно. Независимо от того, что и как он сделал. Тогда у него возникает чувство. Что взрослому ничем нельзя угодить.
Использование игр – оптимальный вариант для создания дисциплины в группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил – необходимо только подобрать подходящие игры. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Игра: «Голосование»
Дети, вам необходимо всем вместе решить, какую сказку мы будем слушать (предметом голосования может быть что угодно) — «Красную Шапочку» или «Царевну-лягушку». Я буду читать ту из них, за которую свой голос отдаст большинство.
Далее проводится голосование. Голоса, отданные за каждую сказку, педагог отмечает черточками на доске. Затем он предлагает детям определить, где черточек больше.
По завершении игры необходимо провести ее анализ, используя вопросы:
Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь? Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов? В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование? Голосуете ли вы иногда у себя дома?
Нередко бывает, что дети одновременно выкрикивают ответ на вопрос. Предлагаемая игра формирует умение останавливаться и делать паузу, прежде чем что-либо сказать. В ходе игры дети учатся сосредоточению. Более медлительные дошкольники получают больше времени для размышлений.
Игра: «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».
Педагог: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: раз, два, три… На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ (Например, какой сегодня день недели)
Игра: «Говори»
Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Не отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: говори!» Давайте потренируемся:
Какое сейчас время года, говори.
Какого цвета у нас в зале потолок, говори.
Какой сегодня день недели, говори.
Сколько будет два плюс три, говори.
Как называется наш детский сад, говори.
Игра: «мост дружбы»
Все участники делятся на пары. И зажимают «лбами» карандаш, это и есть мостик дружбы. По моей команде все начинают говорить друг другу комплименты и главное не уронить карандаш. Эту игру можно проводить когда дети поссорились друг с другом.
Игра: «Кричалки-шепталки-молчалки»
Из разноцветного картона надо сделать 3 круга: красный, желтый, зелёный.
Это – сигналы. Когда взрослый поднимает зелёный круг – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтый круг – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, красный круг, - молчалка,дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. 3аканчивать игру следует "молчанками".
Игра: «Тихие и громкие голоса»
Для проведения необходим полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок, который предварительно можно оформить.
Игра помогает детям не забывать о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосами.
Педагог: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на площадке? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса?
Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Анализ игры:
Доставляет ли удовольствие говорить и кричать на улице громким голосом?
Трудно ли говорить в группе более спокойным и тихим голосом?
У кого в нашей группе самый красивый и сильный голос?
Кто из нашей группы умеет говорить спокойным громким голосом?
Нравится ли вам голоса воспитателей? Кажутся ли они вам интересными?
Без маски
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
Чего мне по-настоящему хочется, так это…;
Особенно мне не нравится, когда…;
Однажды меня очень напугало то, что…;
Помню случай, когда мне стало стыдно. Я….
Я нервничаю, когда…
Мне не нравится ходить на зарядку, потому что.
Я пропускаю завтрак, потому что…
Тихий час – это…
Моё любимое блюдо – это
Капустная запеканка на обед –
Мне не нравится заниматься -
Игра: «Ситуация»
Разделитесь на три команды. Проработайте правило и введите его в жизнь группы.
-Первая команда. Дети увлеченно строят железную дорогу, Миша подошел и разрушил постройку. Завязалась ссора.
-Вторая команда. В группе появилась новая игрушка. Все хотят с ней поиграть.
-Третья команда. На прогулке Коля постоянно перебрасывает через забор игрушки.
Игра: «Час тишины, час можно»
Игра: «Обзывалки»
Скажите детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидчивыми словами (заранее обговариваются условия какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,, морковка!». Помните, что эта игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.». В заключительном круге обязательного следует сказать своему соседу что-нибудь приятное: «А ты,, солнышко!». Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Игра: «Подарок для всех»
Детям даё тся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Подведем итоги. Сегодня мы говорили о дисциплине. Дисциплинированные дети, какие они?
• Умеют себя контролировать.
• Самостоятельны и уверены в себе.
• Ответственны и послушны.
• Легко находят друзей.
• Доверяют и признают авторитет взрослых.
• Креативны и успешны.
Закончить нашу встречу хотелось бы такими словами Ю. Гиппенрейтер: «…счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает. И еще – от эмоционального багажа и опыта, накопленного в детстве».