Тамара Березова
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации
педагогического процесса»
МКДОУ «Детский сад №4г. Беслана»
Цель семинара :
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Публикация «Семинар-практикум по развитию речи „Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности :
2. побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку;
3. углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;
План семинара.
1. Мозговой штурм (разминка)
2 Дискуссия с элементами практикума по теме педсовета «Развитие связной речи через творческие формы работы (использование метода мнемотехники, схем-моделей)» Мнемотаблицы, стихотворение,
Расчерченный лист для мнемотаблицы
3. Игры на развитие фантазии и словесного творчества
Игра «увеличение-уменьшение»
Игра «старая сказка на новый лад»
«Придумай историю»
«Небылицы» Волшебная палочка, шкатулка с героями сказок,
Придумать необычное существо и рассказать о нем
Картинки с нелепицами, цветные карандаши
4 Кроссворд по развитию речи
5. Устное народное творчество в развитии речевой активности посредством малых фольклорных форм Скороговорки по 3 для каждой команды,
6. Обмен мнениями. Подведение итогов.
Домашнее задание «Сюжетно-ролевая игра» Поликлиника-Больница-аптека-скорая помощь,
парикмахерская,
столовая-кулинария-кафе
магазин,пожарники,семья, игры с транспортом (самолет,автобус и т. д)
1. МНЕМОТЕХНИКА
МНЕМОНИКА- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей
Мнемотаблицы- схемы — это
• Обогащение словарного запаса.
• Заучивание стихов.
• Пересказ художественной литературы.
• Обучение составление рассказов.
• Отгадывание и загадывание загадок.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п. (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна)
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Данную методику используют при отгадывании загадок:
При заучивании стихотворений:
• Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
• Беседа о прочитанном.
• Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
• Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образои, весь текс зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Например: при пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев, поэтому её мы отображаем в мнемотаблице.
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется
желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использование метода мнемотехники позволил мне, как педагогу повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский
Практическое задание: составить мнемотаблицу для пересказывания сказки «Теремок».
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми
Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
И так первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Небылицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить небылицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Небылицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все небылицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
• Задание показать по одной пальчиковой гимнастике.
Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.
(по 3 скороговорки для команды)
В заключении командам предлагается разгадать кроссворд и выписать зашифрованное слово.
(прилагается)
Домашнее задание к педсовету.
По жеребьевке воспитатели групп выбирают карточку, в которой указана сюжетно-ролевая игра.
Задание: принести на педсовет атрибуты к игре и показать как играть, какие вопросы задавать детям, как организовать детей к игре.
И в заключение семинара раздаются консультации в родительский уголок всех групп в соответствии с возрастом воспитанников.
Развиваем речь играя (для второй младшей группы)
Игры для развития речи и мышления дошкольников 6-7 лет
Советы родителям по развитию речи детей (2 младшая группа)
Игры по формированию грамматического строя речи у ребёнка 5 -6 лет
Памятка по развитию речи (средняя группа)
Учим буквы, играем в слова (подготовительная группа)
Буклет «Развиваем руку- развиваем речь» (средняя группа)
Выводы по семинару.
Если учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, то мы лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Мнемотехника применяется в виде таких приемов: картинка, на которой изображено слово, словосочетание или целое предложение. Рассматривая мнемокартинку, малыш воспроизводит названия времен года, явлений природы, животных, фруктов, цифр и т. д. Постепенно следует усложнять визуальные символы; цепочка из картинок – 3-4 картинки, размещены в соответственном порядке, которые означают последовательность действий. Обычно такие дорожки из картинок напоминают детям о правилах поведения или обязанностях. Например, помыть руки перед едой, одеться в теплую одежду перед выходом на улицу зимой. Это также могут быть правила игры или правила с кисточкой и красками; мнемотаблицы – следующий этап развития памяти. Мнемотаблица – совокупность логически связанных между собой рисунков, букв, слов и символов. Такой прием подходит для детей 4-6 лет, которые овладели основами чтения или алфавитом. В таблицах может быть зашифрован сюжет сказки или последовательного рассказа; мнемосхемы – схематические изображения объектов, которые дополняются условными знаками и сопровождаются текстом. Так, каждая строчка стиха представлена в виде схемки. Таким способом можно учить с детьми стишки и пословицы с 4-х лет.