Жданова
Семинар-практикум «Основные формы работы по приобщению детей к культурному наследию.»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основные формы работы по приобщению детей к культурному наследию.»
Цель: Обобщение знаний педагогов
Задачи:
• Повысить мотивацию педагогов к получению знаний по данной теме.
• Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара-практикума
• Воспитывать патриотические чувства, позитивные отношения к культурному наследию
Публикация «Семинар-практикум „Основные формы работы по приобщению детей к культурному наследию,“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Что такое культурное наследие - это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
(слайд №3)
Приобщение детей к культурному наследию родной страны стало в последнее время очень актуальной темой, так как разрушение личности человека – это самая большая опасность, которая подстерегает общество в наше время. Подрастающее поколение не получает достаточного нравственно – патриотического воспитания, поэтому у детей искажены представления: о справедливости, доброте и милосердии. Наше общество подменило наши исконно русские традиции, заменяя их на западные. Например, мы стали праздновать праздники «Хелоуин» и «День святого Валентина», праздник красок «Холи», которые не являются нашими традициями, а ведь у нас есть свои народные праздники. Например: «День Ивана Купалы», «Рождество» и рождественские колядки, «Масленица» и другие. (слайд №4)
Приобщение детей к истокам родной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции русского народа нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине с дошкольного возраста.
Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании.
Культурное наследие формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но с помощью совместного воздействия педагогов и родителей. Важную роль играет накопленный ребенком социальный опыт жизни в своей стране, в своём селе, с их традициями и культурой.
Выделим основные формы работы по культурному развитию : (слайд №5)
Творческая, продуктивная, игровая и театрализованная деятельность детей
Целевые прогулки по селу
Календарно-тематические и народные праздники, ярмарки.
Сотрудничество с общественными организациями (ДК и ДШИ)
Посещение краеведческого музея (музей камня, районной библиотеки
Беседы, НОД, проекты, выставки
Работа с родителями
В своей работе по данной теме мною была определена система образовательной деятельности: (слайд №6)
-Для того чтобы воспитанники могли окунуться в быт нашего народа была создана предметно пространственная среда: уголок «Народные промыслы», который включает в себя различные предметы сделанные умельцами из бересты, глины, дерева и меха. Так же оформлены альбомы «Костюмы народов России и народов Алтая».(слайд №7) Полученные детьми знания и впечатления были отражены в художественном творчестве. Дети знакомились с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др., с народной игрушкой и выполняли рисунки с элементами народной росписи на заготовках тарелок, досок, матрешек и фартуках. Одним из последних занятий по приобщению детей к культурному наследию нашего народа было два занятия по художественной деятельности «Национальные костюмы России» и «Алтайский национальный костюм», в последующем оформили выставку рисунков «Национальные костюмы Алтая». (слайд №8)
По приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны, мною был разработан и проведён праздник «На Святки поют колядки», где дети узнали о традициях празднования праздника «Рождество». (слайд №9) Подготовлены и проведены проекты «Богатыри земли русской» и «Этот день Победы». На которых, дети знакомились с обычаями и традициями русского народа, с бытом людей и народными промыслами. Узнали, как раньше люди жили и защищали свой народ от неприятеля. (слайд №10)
При подготовке к празднику 9 Мая познакомили детей с георгиевской ленточкой. Проводили беседы познавательного характера. Проведено занятие познавательного характера «Письмо солдата», участвовали с детьми акции «Напиши письмо солдату», оформили выставку с портретами ветеранов «Наш бессмертный полк». Так же приобщали детей к культурному наследию нашего народа, через чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне. Разработали и провели сюжетно-ролевую игру «Пограничники». Такая проделанная работа помогла правильно сформировать у детей основы национального самосознания и любви к своему Отечеству, развивала чувства гордости за свой народ. (слайд №11)
Проведённый нами проект к 9 мая включал в себя и праздничное развлечение для детей «Этот день Победы» и экскурсию в сквер Памяти. Совместно с родителями нами было организованно шествие с портретами ветеранов.
Основной целью проведённой мною работы было : расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о стойких и смелых защитниках Родины, дать понятие о героизме наших солдат. (слайд №12)
Практика работы по совместной деятельности педагогов и родителей показала, что, взаимодействуя в единой воспитывающей среде можно с успехом решить поставленные задачи. Жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи. Знакомя детей с народным праздником «Пасха» мы привлекали помощь родителей и приняли участие в международном творческом конкурсе «Престиж» с работами «Пасхальное яичко», где наши дети стали призёрами I и II степени.
(Слайд №13)
Из последних мероприятий по приобщению детей к культурному наследию была экскурсия в «Музей камня» (слайд №14)
Детям было интересно становиться участниками образовательного процесса и, они с радостью применяли полученные знания и делись ими друг с другом.
В своей работе образовательной деятельности хотелось бы отметить следующие результаты:
- Создана развивающая предметно-пространственная среда способствующая развитию у детей патриотических чувств.
- Проведена совместная работа с родителями направленная на приобщение к культурному наследию.
Хотелось бы отметить, что в группе отмечается дружелюбная атмосфера, дети проявляют заботу, по отношению друг к другу, имеют представление о своей Родине, своем родном крае, традициях и обычаях русского народа. Используют свои знания об истории и достопримечательностях родной России. Дошкольники могут оценить собственное поведение, поступки литературных героев. В своем поведении и играх стремятся подражать богатырям или рыцарям, девочки подражают принцессам.
В завершении хотела бы выделить важность в развитии личности и приобщения к культурному наследию и порекомендовать использовать следующие темы:
а) знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной;
б) знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями нашего региона.
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод:
Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной культуры страны необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир культурного наследия. Я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Русские народные игры».
Блиц-опрос «Русские народные игры»
Я задаю вам вопросы, вы передаете матрешку из рук в руки и отвечаете на вопросы в быстром темпе по очереди.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка, камушки, матрешка)
-Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
- Интеграцию каких образовательных областей затрагивает знакомство с народными играми? («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»).
Игра «Секретный сундучок»
Задание: Отгадать, какой предмет находится в секретном сундучке. Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001. Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. (спички)
Игра «Вспомни народные пословицы».
«Для чего человек трудится»
Трое рабочих строили дом. К ним подошел старик и спросил: «Что вы делаете?»
Один из рабочих ответил : «Камни кладу».
Второй ответил: «Деньги зарабатываю».
Третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».
К кому из рабочих больше подходит пословица: «Без труда человек не познает счастья?» А какие пословицы подходят к ответам остальных рабочих?
(Труд создал человека. Кто не работает, тот не ест. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Маленькое дело - лучше большого безделья.)