Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Наш ребенок говорит — словно реченька журчит» (3 фото)

Виктория Дорохова
Семинар-практикум для педагогов «Наш ребенок говорит — словно реченька журчит»
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Наш ребенок говорит – словно реченька журчит»

Цель семинара-практикума : совершенствование речевых навыков воспитанников через правильную речь педагогов.

Задачи:

1. Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований.

2. Расширить опыт педагогов по созданию условий в дошкольном учреждении для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Наш ребенок говорит — словно реченька журчит“» размещена в разделах

3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

4. Побуждать педагогов дошкольного учреждения к мыслительной и практической деятельности по овладению средствами выразительности речи, обобщить и систематизировать представления о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.

5. Преодолевать пассивность и стимулировать активность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Подготовка к семинару :

Самостоятельное изучение ФГОС ДО, литературы и статей в периодических изданиях по предложенному списку, источников Интернет.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, макет «Осеннее дерево», стикеры – «листочки», листы бумаги (формат А4, А5, ручки, цветные карандаши, стол для песочной терапии, разноцветный кварцевый песок, раздаточный материал (программа, буклеты с рекомендациями).

Методы и приемы: презентация, выступление, работа в группах, элементы арт-терапии «Песочное солнце», практические упражнения.

Содержание:

1. Введение

1.1 Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума.

1.2 Элементы арт-терапии (песочная терапия) «Песочное солнце»

Цель: настрой на совместную работу, сближение участников, выявление ожиданий участников от предстоящей работы.

Оборудование: стол для песочной терапии, разноцветный кварцевый песок в специальных лотках.

Задание: при помощи кварцевого песка на столе для песочной терапии с подсветкой изобразить солнечный лучик и высказать свои ожидания от семинара-практикума.

2. Теоретическая часть (презентация)

Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель)

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.

Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Речевое развитие – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями.

Все это свидетельствует о важности работы над развитием речи дошкольников, культуры их общения. Культура речи включает в себя соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, т. е. точно подбирать слова, адекватно передающие мысль говорящего, грамматически правильно, связно соединять слова и предложения по смыслу, а также выразительно использовать образные слова и выражения.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В соответствии с ФГОС ДО (образовательная область «Речевое развитие») речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

- овладение речью, как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В зависимости от возраста ребенка учитываются особенности речевого развития дошкольника.

К примеру, в старшей группе дошкольник способен пересказать литературное произведение, составить сюжетный рассказ (по картинкам, об игрушке, из личного опыта, описать планирование предполагаемого проекта, привести определенные доказательства.

Старший дошкольник – хороший «слушатель». Он внимательно выслушивает и анализирует рассказ педагога или сверстника, задает вопросы по содержанию и, если считает необходимым, делает корректные замечания сверстникам.

Значительно расширяется словарь бытовых терминов (обозначение свойств окружающих предметов и явлений, их функции и назначения). В связи с изучением труда взрослых пополняется словарь названий профессий, орудий труда, трудовых действий. Старший дошкольник с интересом осваивает многочисленные названия оттенков различных цветов.

Возраст 5-6 лет – период, когда начинают достаточно ярко проявляться различия в уровне речевого развития детей, связанные с их индивидуальными особенностями, словарным запасом, способностью к речевому творчеству и др.

Особенности речевого развития детей других возрастных групп обозначены в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность; точность; логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность; богатство интонаций; неторопливость; достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Остановимся на требованиях, предъявляемых к речи педагога.

Требования к речи педагога

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Разновидности норм выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления, словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Задача воспитателя – следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка – произведениях художественной литературы и фольклора.

3. Практическая часть

3.1. Составление синквейна «Правильная речь» (синквейн составляется в группах).

Составление синквейна «Правильная речь» (синквейн классический (строгий)

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме

пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме

3.2. Практическое задание «Подбери словечко» (задание выполняется в парах).

Образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного, используемого для достижения большей выразительности речи, называется эпитетом.

Задание: Необходимо найти как можно больше эпитетов к заданному слову (каждый выбирает листок с одним из слов : глаза, волосы, лицо, снег, взгляд, руки, день, голос). После выполнения задания, каждая пара зачитывает свои слова.

3.3. Дидактическая игра «Сравнения» (задание выполняется в группах).

Украшают речь и придают ей живость и образные сравнения – когда предмет сравнивается с другими предметами или образами, схожими одним или несколькими признаками.

Задание: Давайте подберем предметы как образные сравнения к слову

- глазки, как … (бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи и т. д.);

- цыпленок, как … (комочек, одуванчик, пух, вата, облако на небе, лимончик, желток, солнышко и т. д.).

3.4. Практическое задание «Что бы это значило?» (индивидуальное).

Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных экспрессивных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Смысл каждого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком-нибудь деле».

Значение фразеологизмов можно узнать в словарях : толковом и фразеологическом.

Задание: Объясните скрытый смысл предложенного фразеологизма.

«ЧТОБЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?»

Ахиллесова пята

Без сучка без задоринки

Бить баклуши

Бок о бок

В два счета

В двух шагах

Вверх дном

Повесить голову

Владеть собой

Во весь дух

Водить за нос

Выбросить из головы

За тридевять земель

Золотые руки

Как снег на голову

Капля в море

Мороз по коже

Ни рыба, ни мясо

И след простыл

Не отрывать глаз

Ни свет, ни заря

3.5. Практическое задание «Характеристика поступка человека» (задание выполняется в группах).

Задание: Разделить группу на 2 группы: «Положительная характеристика поступка человека» и «Отрицательная характеристика поступка человека».

Оценка действий, поступков поведения человека

(отметьте соответствующим знаком «+» или «-» положительную и отрицательную характеристику поступков человека)

Брать быка за рога Отбиться от рук

Ломиться в открытую дверь Плыть по течению

Водить за нос Взять пример

Наломать дров Подливать масло в огонь

Вставлять палки в колеса Взять себя в руки

Вложить душу Пускать пыль в глаза

Внести вклад Сдержать слово

Обводить вокруг пальца Спрятаться в кусты

Выводить из себя Рубить с плеча

Гнаться за двумя зайцами Не покладая рук

Держать себя в руках Сводить к нулю

Действовать на нервы Свести на нет

Добиться своего Смотреть сквозь пальцы

Делать из мухи слона Строить на песке

Идти навстречу Убивать время

Идти в огонь и воду Язык проглотить

Отложить в долгий ящик Заблудиться в трех соснах

Доводить до белого каления Находить выход из положения

Найти общий язык Заварить кашу

Протянуть руку помощи Задрать нос

Играть в прятки Закрыть глаза

Кривить душой

3.6. Практическое задание – пантомима «Пословица недаром молвится» (задание выполняется в группах).

Пословица – короткое изречение, несущее поучительный смысл. В пословицах народ коротко и метко высказывал свои суждения о жизни свой вековой опыт. Больше тридцати тысяч пословиц собрал Владимир Иванович Даль: о родине и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и лжи, о работе и праздности.

Пословицы придуманы народом, казалось бы, для каждой жизненной ситуации. В воспитательном процессе в детском саду эти короткие народные мудрости могут прийтись кстати.

Задание: Педагоги по очереди вытаскивают карточку с написанной на ней пословицей и изображают ее при помощи пантомимы так, чтобы содержание пословицы отгадали другие участники семинара.

«Пословица недаром молвится»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Не рой другому яму, сам в нее попадешь»

«Тише едешь, дальше будешь»

«Не спеши языком, торопись делом»

«Мал золотник, да дорог»

«Спустя лето по малину не ходят»

«Волков бояться – в лес не ходить»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Делу - время, потехе - час»

3.7. Игровое задание «Пословицы-перевертыши».

1. Хаос деньги теряет. (Порядок время бережет.)

2. Две ноги – плохо, а одна – хуже. (Одна голова хорошо, а две – лучше.)

3. Умная нога у голов беспокойство отнимает. (Глупая голова ногам покоя не дает.)

4. С зайцами умирать — не по-заячьи хихикать. (С волками жить – по-волчьи выть.)

5. Пей кашу с маслом, отдай глаз перед губами. (Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.)

6. Быстрее стоишь – ближе умрешь. (Тише едешь – дальше будешь.)

7. От смелости носы малы. (У страха глаза велики.)

8. Начал безделье – сиди дома робко. (Кончил дело – гуляй смело.)

9. Щи водой улучшишь. (Кашу маслом не испортишь.)

10. Булка – ничему ноги. (Хлеб – всему голова.)

11. Не каждый чужого горя слесарь. (Всякий своего счастья кузнец.)

12. Два стакана воды украшают каплю сахара. (Одна ложка дегтя портит бочку меда.)

13. Большая кошечка – с рождения котенок. (Маленькая собачка до старости щенок.)

14. Рубль копейку транжирит. (Копейка рубль бережет.)

15. Перед одним волком убегать станешь — всех двух догонишь. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

3.8. Упражнение – рефлексия «Осеннее дерево».

Задание: Каждый участник вписывает свое мнение о семинаре-практикуме на осенних листочках определенного цвета (желтый – понравилось, зеленый – не понравилось, красный – пожелания) и прикрепляют к дереву.

Домашнее задание

Литература:

1. Вартаньян Э. А. «Крылатое слово», М., Изд. «Современник», 1996г.

2. Голикова О. Ю. Практикум по развитию общения педагогов / О. Ю. Голикова, Н. К. Елизарова: Дошкольная педагогика. - 2008. -

Семинар-практикум для педагогов «Наш ребенок говорит — словно реченька журчит»

№ 8 (49). - С. 53-58.

3. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей 3» (популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, «Академия развития», 1997г.

4. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова // Воспитатель. - 2008. - № 1. - С. 58-65.

5. Смирнова Е. О. Агрессивные дети / Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 4.- С. 63-71.

6. Стихи и проза (Н. Сладкова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, И. Бунина, П. Образцова) из произведений, рекомендованных общеобразовательной программой.

7. Ушакова О. Д. «Словарь эпитетов», С-П., 2007г.

Фото «Наш ребенок говорит — словно реченька журчит»
Семинар-практикум для педагогов - фото
Публикации по теме:

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит» Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня я бы хотела поговорить с вами о речевом развитии детей и факторах влияющих на развитие речи. Как.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Чтобы ребенок рос здоровым» Цель: формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни. Задачи: познакомить с разными формами оздоровления организма;.

Родительское собрание «А как речь-то говорит, словно реченька журчит» Содержание работы с родителями: развитие элементарных графических навыков у дошкольников как средство подготовки руки к письму, совершенствование.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.».

Семинар-практикум для педагогов и специалистов: «Стили общения педагога с родителями» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Тема: Нетрадиционные техники рисования. Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Задачи:.

Семинар-практикум для педагогов «Секреты хорошей дисциплины» Семинар Секреты хорошей дисциплины Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. И если теперь об этом.

Семинар-практикум для воспитателей «Педагог и ребенок: общение без барьеров» Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости,.

Семинар-практикум для педагогов «Учимся быть толерантными» Ведущий: Однажды всё проходит безвозвратно… И чувства, и надежды, и мечты. Всё то, что от души — всегда бесплатно, От нежности до тёплой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Наш ребенок говорит — словно реченька журчит»
Опубликовано: 23 октября 2017 в 11:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Наш ребенок говорит — словно реченька журчит»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Дорохова (УИ 420191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД