Наталья Авилова
Семинар-практикум «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №54
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»
Педагог-психолог: Авилова Н. Ю.
Ставрополь 2020 год
Цель семинара :
Публикация «Семинар-практикум „Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
• расширение конфликтологических теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
• Расширить представление педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов, изучить динамику и функции конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога;
• Познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
• Способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта.
Ход семинара
1. «Опросник К. Томаса»
Цель: выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Описание
Каждому педагогу предлагается опросник и регистрационный бланк.
Педагогам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения, в каждой из тридцати пар, предложенных в опроснике.
По завершении работы обсуждаются полученные данные и впечатления педагогов. Психолог предъявляет на доске схему : обращает внимание участников на то, какие позиции партнеров могут наблюдаться в общении, и характеризует их влияние на разрешение конфликтной ситуации (конкуренция, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).
2. Метод «Парафраз»
Цели:
• Познакомить педагогов с техникой выхода из конфликтной ситуации.
• Научить замечать и конструктивно реагировать в условиях кофликта.
Теоретическая часть.
Ключевые понятия: структура «парафраз», метод «обратной связи», метод «открытой коммуникации»
Практическая часть
Упражнение «Возражение»
Цель: научить использовать метод «парафраз» в конфликтных ситуациях.
Описание
Психолог или каждый из участников предлагает вариант какого-либо возражения из практической деятельности. Остальные педагоги высказывают те или иные возражения в ответ. Задача участников – найти с помощью метода «парафраз» оптимальные варианты преодоления сопротивления. При этом участники корректируют его в той мере, в которой ответ будет соответствовать параметрам парафраза и удовлетворять ожидания партнера. Поиск вариантов идет до тех пор, пока «оппонент» не скажет, что теперь он готов содержательно общаться, что сопротивление действительно преодолено.
Возражение
Привычный ответ,
усиливающий возражение
Парафраз
Я не собираюсь обсуждать это с вами!
А, ну ладно, можно, я вам предложу…
Ошибка: переход на позицию избигания
Вижу, вы предпочитаете поговорить об этом с кем-то из нашего детского учреждения, скажите, с кем именно?
Общаться с вами – сущее наказание!
Нет, ну тут вы не правы…
Ошибка: переход на позицию доминирования, сопровождающийся уличением оппонента в некомпетентности, - прямой путь к конфликту
Понимаю, у вас есть нерешенные вопросы. Поэтому я готова вас выслушать и постараться разобраться с ними.
В вашем саду не создадут необходимые условия для полноценного развития моего ребенка!
Ну, в отличие от других садов у нас…
Ошибка: попытка вступить в неподготовленную дискуссию о конкурентах
Варианты ответов
Мы не будем покупать мебель в нашу группу по такой цене!
Нет, ну вы посмотрите, может…
Ошибка: переход на позицию уступок. Скорее всего, оппонент добьется мах выгодных для себя условий
Варианты ответов:
Педагоги предлагают вариант какого-либо возражения из своей практической деятельности
3. «Психологическая самооборона»
Цели:
• Познакомить педагогов с техникой «психологическое самбо».
• Научить восстанавливать свои интеллектуальные способности и самоконтроль в конфликтной ситуации.
Теоретическая часть.
Ключевые понятия: алгоритм цивилизованного противостояния, техника «английский профессор», техника «уточнение», техника «испорченная пластинка», техника «внешнее согласие».
Практическая часть.
Упражнение «Английский профессор»
Цель: отработка корректного выражения сомнения по поводу того, что выполнение предъявленных нам требований не нарушает наших личностных прав.
Описание
Педагоги делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается ответить на вопрос оппонента, используя предложенную технику.
Вопрос
Вариант ответа
Почему вы такая категоричная?
Категоричность нам поможет избежать неточностей и недоразумений. (Другие варианты)
Вы у нас никому не верите…
Да, я никому не верю. (Другой вариант)
Вы бы не могли говорить четко и медленно?
Варианты ответов.
Ваши взгляды устарели!
Варианты ответов.
Упражнение «Бесконечные уточнения»
Цель: научить педагогов прояснять позицию оппонента с помощью уточняющих вопросов.
Описание
Используя технику «уточнение», поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа партнера по общению.
Например
Вопрос оппонента: «Почему такая сумма за оплату?»
Ответ педагогов: «Вы считаете, что такая сумма большая. А какая сумма была бы для вас соответствующей?»
Упражнение «Внешнее согласие»
Цель: научить находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться.
Описание
Психолог обращается к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Им нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса – то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.
Примеры
Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофточка)
Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»
Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»
Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».
Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»
Вариант ответа: «И действительно, что это я…»
Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»
Вариант ответа: «Может, вы и правы»
Утверждение: «Вы постоянно «жужжите» и «жужжите», когда я прихожу за ребенком в детский сад. Это раздражает!»
Варианты ответа.
Упражнение «Испорченная пластинка»
Цель: научить находить емкую фразу, содержащую в себе важное сообщение партнеру по общению, которую можно было бы повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора.
Описание
Психолог задает утверждение, участники подбирают емкую фразу, которую можно повторить не более 3 раз.
Пример
Психолог: «Я думал, вы меня поняли!»
Участник: «Я готов и еще раз вас выслушать».
Психолог: «Что толку вам говорить, вы не понимаете элементарных вещей!»
Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».
Психолог: «Может, вы не хотите меня понять?»
Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».
Упражнение «Психологическое самбо»
• Английский профессор
Варианты ответов:
- это составляет предмет моих убеждений.
- это не согласуется с моими представлениями.
- все, к чему я имею отношение, обычно очень серьезно.
Сделать паузу, дать возможность ответить партнеру по общению.
• Внешнее согласие
Варианты ответов:
- да, я требовательна.
- возможно, вы правы.
- да, я над этим подумаю.
Пауза.
• Уточнение
Варианты ответов:
- что вы имеете в виду?
- что нужно изменить?
- что бы вы посоветовали?
Пауза.
• Испорченная пластинка
Варианты ответа:
- я готова вас выслушать
- я слушаю вас внимательно.
- говорите.
Пауза.
4. Информационный диалог.
На вопрос нападающего нужно:
• Дать ответ
• Задать вопрос на прояснение ситуации (сути дела)
Варианты вопросов:
- что вы имеете в виду, когда говорите о….
- какие факты вы имеете в виду?
- что именно вы считаете не так…
- что следует предпринять?
Пауза.
ИЛИ
Вопрос направленный на прояснение цели нападающего.
- почему вы меня спрашиваете именно сейчас?
- зачем вы мне говорите об этом?
- о чем вы действительно хотите меня попросить?
- что вы хотите этим сказать?
Пауза.
Ответы и сообщения.
Предложение по существу дела
- предлагаю согласовать наши действия
- предлагаю обсудить этот вопрос.
- предлагаю наметить план действий.
Пауза.
ИЛИ
Предложение ограничить область обсуждения
- предлагаю вернуться к сути дела.
- предлагаю избегать личных комментариев.
- предлагаю обсуждать вопросы последовательно.
Пауза.
Две аварийные техники
Отказ: «Мне очень жаль, но я не могу, я вынуждена вам отказать; жаль вас огорчать, но ответ отрицательный».
Отсрочка ответа: «Я вам отвечу на этот вопрос, но, если позволите, позже».
ответ + вопрос по существу дела.
Ответ + вопрос для прояснения цели.
Сообщение.
Предложение по существу дела.
Предложение по выбору темы обсуждения.
Отказ.
Отсрочка ответа.
Нужно указать, какая из возможных 8 интонаций является наиболее подходящей для ответа.
Возможные интонации: задумчивая, напористая, холодная, теплая, веселая, грустная, спокойная, язвительная.
Задание
Используемые техники информационного диалога
Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете таких элементарных вещей!
Техника «Ответ + вопрос по существу дела», интонация спокойная: «Да, мне действительно необходимо это знать. Каким образом я могла бы получить информацию об этом?»
Я уже отвечал на этот вопрос, разве вы не слышали?
Техника «Ответ + вопрос по существу дела», интонация спокойная: «Простите, я неуверенна, что слышала ответ на этот вопрос. И каков же ваш ответ?»
Да, трудно с вами. Ну почему вы всегда такой несговорчивый?
Техника «Предложение по теме обсуждения», интонация спокойная: «Предлагаю проанализировать наши разногласия еще раз»
Зачем вы вообще работаете по этой специальности, если не можете сделать…
Техника «Вежливый отказ», интонация спокойная: «Мне очень жаль, но я не могу выполнить вашу просьбу или…»
Вы у нас такая добрая, всех любите…
Техника «Вопрос для прояснения целей», интонация спокойная: «Что вы на самом деле хотите сказать?»
Разве у вас из-за этого проблемы?
Техника «Ответ по существу дела», интонация спокойная: «Да, из-за этого возникает проблема.»
Ваша администрация на вашу работу давно уже махнуло рукой. А вы все возитесь с этим…
Техника «Ответ по существу дела», интонация спокойная: «Я надеюсь на положительный результат»
Вы очень быстро соображаете. Вот и сообразите, как вывернуться из этой ситуации
Техника «Предложение по существу дела», интонация спокойная: «Если вы предлагаете мне заняться этим вопросом, то давайте обсудим вместе…»