Ольга Дегтярёва
Семинар-практикум «Подвижные игры для речевой активности на физкультурных занятиях» с детьми ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум на тему: «Подвижные игры для речевой активности на физкультурных занятиях» с детьми ОНР»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации речевой активности детей с онр на физкультурных занятиях.
Инструктор 1: Приветствую всех, кто время нашел
К нам в детский сад сегодня пришел.
Мы рады приветствовать вас
На семинаре практикуме в нас.
Инструктор 2: Давайте встряхнёмся немножко,
Ведь холодно уж за окошком.
Публикация «Семинар-практикум „Подвижные игры для речевой активности на физкультурных занятиях“ с детьми ОНР“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семинар, практикум
- Темочки
Кто хочет прожить без врачей и таблеток,
Кто добрый, веселый, их любим за это!
Инструктор 3 проводит разминку
Музыкально - ритмическая разминка «Делай как я, делай лучше меня»
Инструктор 1: Вот размялись мы немножко, ведь холодно уж за окошком…
Инструктор 2: А сейчас мы расскажем сказку, сказку дивную не очень короткую и не очень длинную, а такую как от нас до вас. А вы нам помогайте сказку разыграйте.
Инструктор 3: Подготовили мы для вас подсказки, а будет у нас о подвижных играх для речевой активности на физкультурных занятиях с детьми общим недоразвитием речи.
Сказочница: В некотором детсадовском царстве, в некотором образовательном государстве жили - были Педагоги. Долго они работали в детском саду. Всего у них было вдоволь: и знаний, и умений. Слыли они людьми компетентными, имели большой опыт и были рады дарить тепло своей души детям малым. Педагоги были уверены в себе, знали, что они мастера своего дела, и гордились этим. Педагоги радовались, что у них все ладиться, но хотелось чего- то большего, креативного.
И вот настал час поделиться своим опытом.
А дело было так …
Три девицы за столом, собрались вечерком.
Молвила одна из них.
Инструктор1: Ой, девчонки я не знаю семинар с чего начать
Инструктор2: Может нам начать то с цели.
Инструктор3: Да, главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
А вот дети с общим недоразвитием речи – особые. У них, при обследовании, выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается нарушение общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Инструктор1: Из-за недостаточности активного словаря дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. И нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.
В связи с этим важно уделять серьезное внимание тем играм, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.
Инструктор2: Лучшее средство это – подвижная игра. Планируя работу, педагоги должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.
Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых, с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач:
• повышают активность
• развивают подражательность
• формируют игровые навыки
• совершенствуют просодические компоненты речи
• поощряют творческую активность детей.
Инструктор3: Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи.
Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры.
Инструктор1: У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр.
Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, выучить заранее текст игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Инструктор2: Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Инструктор3: Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.
Сказочница: Долго ли, коротко, цель обсуждали, много задач они порешали. И игры подвижные разной активности – подобрали.
И начали они с игры большой подвижности.
Видео игры «Мыши и кот»
Цель: развитие двигательной активности, быстроты движений, координации речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.
По считалке выбираем кота. Дети встают с одной стороны зала, на противоположной стороне стоит кот. Дети (мыши) проговаривают слова и выполняют движения.
Кот: Мыши – мыши, где гуляли?
Мыши: Сыр в кладовке воровали.
Кот: Почему остались крошки?
Мыши: Тебе оставили немножко.
Кот: За такие вот делишки,
Мы накажем вас воришки.
Мыши: Если хочешь наказать
Так попробуй нас догнать.
Инструктор1: Закрываете вы глазки, а мы раздаем вам подсказки
Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть.
«Эй, Ловишка, выходи!»
Цель: развитие двигательной активности, быстроты движений, координации речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.
Дети встают с одной стороны зала, на противоположной стороне стоит Ловишка. Дети проговаривают слова и выполняют движения.
Мы шагали по площадке, шагают вперед
Только строили догадки - покачивание головы из стороны с в сторону
Кто нас будет догонять? руки вперед, ладошками вверх
От кого нам убегать? Семенящий бег на месте
Эй, Ловишка, выходи! Рукой зовут Ловишку
Нас попробуй, догони! Покачиваются из стороны в сторону
После слов: Нас попробуй, догони! Ловишка ловит детей. Пойманные дети выходят из игры.
Игра «Наши мячи»
Дети становятся в 2 шеренги у противоположных сторон площадки.
У детей первой шеренги мячи, дети второй шеренги поворачиваются спиной к стене.
Первая шеренга поднимает мячи и приближается ко второй.
Инструктор 1: Мы идем, идем, идем,
Наши мячики несем.
У кого здесь мяч лежит,
Тот за нами не бежит.
А свой мячик поднимает,
И скорее в нас бросает.
Игра «Быстрый змей»
Дети делятся на 2 команды. Каждую команду делим на 2 пары. По команде первый игрок пары начинает катить обруч руками, а другой игрок пролезает сквозь обруч. А другой игрок пролезает сквозь обруч сначала в одну сторону, потом в другую. Докатив обруч до обозначенной линии на другой стороне зала или игровой площадки, один игрок берет обруч, и оба бегом возвращаются назад. Передают обруч следующей паре и встают в конец команды.
Сказочница: Так инструктора, так инструктора, а ведут себя как детвора. Вы подвигались чуток.
А теперь предлагаем вашему вниманию, подвижные игры на развитие внимания.
Инструктор2: Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.
Игра «Зеваки»
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»
Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:
«дерево» - остановка руки вверх;
«куст» - приседают;
«ручей» - прыгают на месте
«тропинка» - встают парами.
Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»
Играющие разбиваются на группы по 3-4 человека и выстраиваются таким образом, чтобы получилось 3 круга: один в другом. Всем участникам присваиваются названия: игроками первого круга «Шишки», второго- «Желуди», третьего- «Орехи». Игрок, которому не хватило места в кругах, становится водящим. Он говорит одно из названий, например, «шишки», и игроки в соответствующем кругу должны поменяться местами, а водящий в это время должен успеть занять чье-то место. Оставшийся без места игрок становится водящим.
Сказочница: Раз, со вниманием все нормально, переходим к речи. Ну а речь то непростая, а с движениями сопровождая.
На экран вы посмотрите, а потом поиграть поспешите в игры подвижные с речевым сопровождением.
Видео игры «Быстрый шарик»
Сказочница: А сказка наша между тем продолжается. Вновь педагоги оказались под властью подвижной игры. Много интересного открыли да поняли, что все можно осилить, когда вместе за дело берутся. И результат деяний всегда будет превосходным. Стали педагоги переглядываться….
Инструктор 3: Все дети с общим недоразвитием речи – имеют нарушение функции правильного письма.
Инструктор 1: Поэтому необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая нога, правая рука и т. д., но и в пределах зала, используя соответствующие команды и распоряжения (повернуться направо, разомкнуться влево и т. д.).
Инструктор 2: Следует шире использовать предлоги: в, на, за, перед, около и др., применять двигательные схемы-карточки с нарисованными двигательными действиями. Целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку в пространстве, с элементами строевых упражнений (веселая маршировка) и т. п.
Видео игры «Мышеловка»
Подвижная игра «Веселые предлоги»
По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:
1. Встаньте на скамейку
2. положите мяч в обруч
3. перепрыгните через канат
4. встать за скамейку
5. остановиться около лестницы
6. сесть на модули.
Инструктор1: Именно двигательная активность помогает любому человеку
дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее
настроение.
- Двигайтесь коллеги и друзья,
В добрый час – физкульт-ура!
Сказочница: Поняли педагоги: где нет общности интересов, там не может быть единство целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая - в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов. Вот так Педагоги живут - поживают, горя не знают.
Но на этом сказка о подвижных играх с речевой активностью не заканчивается - это только начало нового пути, и я вам желаю дачи и творческих идей, чтобы этот путь достойно пройти!
Инструктор2:
Мораль сказки такова:
Кто видит, тот увидит,
Кто мыслит, тот поймет,
Кто слышит, тот услышит,
Кто ищет, тот найдет…
Инструктор 3: А чтоб вернуться нам обратно в наш детский сад нужно пройди пещеру и выбрать ту дорогу которая …
(Три дорожки: 1- узнал много нового,2- было интересно, 3-это знал и было не интересно)