Валя Албул
Семинар-практикум «Мнемотехника, как приём обучения связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар- практикум : «Мнемотехника, как приём обучения связной речи детей»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
•Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
•Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
•Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
•Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
•Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
•Плохая дикция.
Для решения этих проблем использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, пришла к выводу, что в решении проблемы недоразвития связной речи может помочь мнемотехника.
Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Знакомство с мнемоквадратом
Мнемоквадрат -это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Для этого можно использовать игру-задание «Запоминаем слова, рисуя» :
называется слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить.
Слова: солнце, лес, дом, птица, дерево, идёт, мальчик, скучно, девочка, день и ночь, снег, ветер.
На следующем этапе формируем умение работать с мнемодорожкой, упражняем при составлении предложений заменять ключевые слова на значки-символы.
Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. ( Обозначение времен года: «О» - желтая или оранжевая, «З» - синяя или голубая, «В» - зеленая, «Л» - красная).
Поиграем в Игра «Хорошо — плохо».
Задания по подгруппам.
1 – выложить мнемодорожку «отрицательных» признаков осени.
2 – выложить мнемодорожку «положительных» признаков осени.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МНЕМОТАБЛИЦ :
мнемотаблица должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
схема должна быть доступной детям в повседневной жизни;
она должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
одновременно можно использовать мнемотаблицы только одного вида.
работу следует начинать при условии сформированности представлений детей о свойствах и признаках предмета
Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
•обогащения словарного запаса,
•при обучении составлению рассказов,
•при пересказах художественной литературы,
•при отгадывании и загадывании загадок,
•при заучивании стихов.
Заучивании стихотворений
Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Они должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения они выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. На следующем этапе педагог подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному по желанию. После занятия мнемотаблица остаётся на видном месте, чтобы дети могли по желанию рассказать текст друг другу.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан и объяснить, как они угадали объект. Позже дети составляют свои мнемозагадки и загадывают их другим.
При ознакомлении дошкольников с окружающим миром опорные схемы обеспечивают успешное усвоение детьми знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы: их особенностях, существенных признаках, структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Пересказ рассказа по картине
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется мнемотехника. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
•у детей появиться желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
•расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
•активизируется словарный запас;
•дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Овладение приемами работы с мнемотехникой помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.
Желаю вам успехов и творчества в вашей
ежедневной работе с детьми!
Литература:
1. Акимова Г. Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор, 2006 – 272с.
2. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c
3. Сафронова Е. Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
4. Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с.
5. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – СПб, «Детство-Пресс», 2001г.