Недогарок Светлана
Семинар-практикум «Методы формирования духовной культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
"Методы формирования духовной культуры
дошкольников".
Подготовила и провела: воспитатель
Недогарок С. В.
Дошкольное детство – один из важных периодов в жизни ребенка. В этот период формируются основные представления о добре и зле, об окружающем мире, о семейном укладе и родной земле.
Публикация «Семинар-практикум „Методы формирования духовной культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Именно поэтому важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Эта система должна быть построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие духовно здорового человека.
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых, в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Следовательно, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь духовного становления. Нравственные качества, приобретенные им в детстве, остаются на всю жизнь.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
• Воспитание нравственных и эстетических чувств;
• охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности (к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края);
• Формирование базисных основ личности;
• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий:
• активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение, способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей
• формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста
• создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.
В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию выделены следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.
Методы формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников
По мнению Н. В. Космачевой, наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников является :
- поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;
- личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации, демонстрация мультфильмов и диафильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания;
- методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);
- методы торможения (порицание, предупреждение).
Особого внимания заслуживает привлечение детей к решению проблемных жизненных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, поскольку именно этот прием открывает детям возможность проявить нравственное поведение, выразить нравственные чувства.
Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно игра - фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. С самого раннего возраста ребенок сталкивается с окружающим миром, в котором соседствует добро и зло. От того, какой след оставят в душе маленького человека эти встречи, во многом зависит его дальнейшая судьба.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Через сказки ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни; учится преодолевать препятствия, верить в силу добра, любви, справедливости. Слушая сказочные истории, ребенок связывает их со своей жизнью, стремится воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпает в них надежду. Необходимо дать ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсии в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Воспитатель должен помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и она должна проходить не только на занятиях, но и вне таковых.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
Вопросы для кроссворда:
1. Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим. (гуманность)
2. …способность принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях (решительность)
3. …способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни (активность)
4. …хорошие и добрые отношения к членам сообщества (доброжелательность)
5. ….человека с личностными особенностями (индивидуальность).
6 …умения ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы (коммуникативность)
7. …. выдвигать свои идеи и увлекать ими других людей при решении каких-либо проблем (инициативность)
8. …к сочувствию, состраданию к окружающим людям; позитивное отношение к народам разных национальностей (эмпатия).
9. …. отвечать за свои действия и действия других членов сообщества (ответственность)
гуманность
решительность
активность
доброжелательность
индивидуальность
коммуникативность
инициативность
эмпатия
ответственность
(Слово - гражданин)
Игры для детей по формированию духовно-нравственных качеств :
«Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношение.
Ход игры: В комнате разложены предметы – препятствия (стул, кубики, обручи и. т. д.) Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «здесь стул, обойдём его». Затем дети меняются ролями. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам.
«Подарок»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Ход игры; Дети становятся в круг. Выбирается «именинник», который становится в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. ( можно подарить и реальные вещи : шарик, конфету, а можно подарить дружбу, хорошее настроение. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.
«Передай хорошее настроение»
Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.
Ход игры: Играющие, образуют круг и закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему, любое настроение, (грустное, весёлое, удивлённое, тоскливое) Дети передают настроение по кругу, затем обсуждают, что загадал ведущий.
«Волшебные очки»
Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры: Воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Ребёнку предлагается примерить очки, посмотреть внимательно на товарищей. Постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.
«Цветик - семицветик»
Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других.
Ход игры: Дети распределяются на пары. Каждая пара, поочерёдно держась за руки «срывает» лепесток и говорит:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделай круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели.
Дети обговаривают желания и объявляют другим. Желания должны быть связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.
Вот простые правила детского общения.
- назови ласково соседа
- поздоровайся и посмотри ласково в глаза
чаще говори:
- давай дружить, давай играть, играй честно, не дразни.
- никогда два раза ни о чём не проси
- начав одно дело, доведи его до конца
- разговаривая, умей слушать и понимать
- не перебивай в разговоре
- будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь
- сам ни к кому не приставай
- не ябедничай за спиной товарища
Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно – нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры (и не только игры) будет развивать душу только тогда, когда сам будет постоянно совершенствовать свой духовно – нравственный мир.