Елена Селеткова
Семинар-практикум «Кинезиология — наука о развитии головного мозга посредством движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением дея-тельности по познавательно-речевому развитию детей №1»
Семинар – практикум
«Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение»
Занятие подготовил: педагог – психолог
МБДОУ «Детский сад №1» Селеткова Е. В
Дата проведения 16.03.2022 г.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
Публикация «Семинар-практикум „Кинезиология — наука о развитии головного мозга посредством движения“» размещена в разделах
- Головные уборы
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одежда, обувь, головные уборы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занима-ют клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам (слайд2).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение (слайд 3)
• Развивающая работа должна быть направлена от движений к мыш-лению, а не наоборот.
• Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволя-ющих активизировать межполушарное воздействие.
• Кинезиологическими движениямипользовались Гиппократ и Аристо-тель
Возможности кинезиологии : (слайд 4)
• Активизация стволовых отделов мозга;
• Успокоение и релаксации;
• Развитие межполушарного взаимодействия;
• Синхронизация работы полушарий;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие психических процессов;
• Устранение дислексии и дисграфии;
• Активизация мыслительной деятельности;
• Улучшение эмоционального состояния и повышение настроения
«Гимнастика Мозга» включает в себя 4 группы упражнений:(слайд 5)
Первая группа упражнений дает возможность «перейти центральную линию тела» или стимулирует работу малой и большой моторики. Заданием этих упражнений является увеличение количества нейронных связей между правым и левым полушариями мозга, что стабилизирует сенсорно-моторную интеграцию и психические функции. Эти упражнения отвечают за улучшения таких способностей как чтение и письмо.
Вторая группа упражнений отвечает за растяжку мышц. Эти упражне-ния ликвидируют негативное влияние различных рефлексов (в том числе и так называемого «защитного рефлекса»). Мышцы в тонусе посылают в мозг сигнал о расслабленности и готовности организма к обучению. Упражнения интегрируют передние и задние части мозга, улучшая качественный уровень мышления, слух, способность к чтению с более глубоким пониманием прочи-танного и поправляют позицию тела.
Третья группа упражнений отвечает за «энергизацию» тела. Обеспечи-вают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов. Влияют на уровень концентрации, что в свою очередь увеличивает мотивацию к действиям.
Четвертая группа – углубляющие упражнения. Усиливают позитивную настройку человека, стабилизируют и ритмизируют нервные процессы орга-низма, что способствует успехам в обучении.
Упражнение «Колечко» (слайд 6)
• Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обрат-ном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
Упражнение «Кулак-ребро Ладонь» (слайд 7)
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последо-вательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку-лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в тече-ние 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя
Упражнение «Фонарики» (слайд 8)
Читать стихотворение и на каждую фразу делать одновременно обеими кистями рук соответствующие движения : сжимаем и разжимаем пальцы Мы фонарики зажжем, А потом гулять пойдем. Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают
Упражнение «Дом-ежик-замок» (слайд9)
Упражнение «Гусь-курица-петух» (слайд10)
Упражнение «Зайчик-колечко-цепочка» (слайд 11)
Упражнение «Ножницы-собака-лошадка» (слайд12)
Упражнение «Зайчик-коза-вилка» (слайд 13)
Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» (слайд 14)
Упражнение «Ухо-нос» (слайд15)
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их поло-жение.
Упражнение «Перекрестные шаги» (слайд 16)
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки до-тронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Упражнение «Лезгинка» (слайд 17)
Любим ручками играть И лезгинку танцевать. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
Глазодвигательные упражнения (слайд 18 - 19)
Упражнение «Симметричные рисунки» (слайд20)
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку). Затем повторить это движение одновременно двумя руками
Литература (слайд 21)
Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб. 1997.
Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. Речь, 2003.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. : Сфера, 2001.
Стамбулова Н. Б. Опыт использования специальных физических упраж-нений для развития некоторых психических процессов у младших школьни-ков – М., 1977
Хризман Т. П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
Спасибо за внимание! (слайд 22)