Приложение МААМ

Семинар-практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Елена Петрова
Семинар-практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников", т. к. театральная деятельность в детском саду напрямую связана со сказками, предлагаю начать семинар с небольшой разминки

Разминка.

Публикация «Семинар-практикум „Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

На столах у вас маски, с обратной стороны которых написаны буквы. Назовите сказки на эти буквы. (А - «Айболит», «Аленький цветочек»; Б - «Буратино», В - «Волк и семеро козлят»; Г - «Гуси-лебеди»; З - «Заюшкина избушка»; К - «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка»; Л - «Лиса и журавль»; М – «Медведь и Машенька»; П - «По щучьему веленью»; С - «Сивка-Бурка»; Т – «Три поросенка», «Три медведя»; Ц - «Царевна-Лягушка»).

Названия сказок и книг:

Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».

Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».

Бледненький кустик - «Аленький цветочек».

Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».

Квадратик - «Колобок».

Над цветком - «Под грибом»

Однотонный петушок – «Курочка Ряба»

Серебряная лягушка - «Золотая рыбка»

Вступление

Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность.

В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.

Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Именно поэтому существует необходимость активно использовать элементы театрализованной деятельности в дошкольных группах. Можно применять разнообразные виды театра.

Пальчиковый театр :

способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

Настольный театр :

помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

сопровождать движения пальцев речью;

побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр картинок и фланелеграф:

развивают творческие способности;

содействуют эстетическому воспитанию;

развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр :

развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

формирует творческие способности, артистизм;

обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке :

оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

помогает справиться с переживаниями, страхами;

перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо :

посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Занятия театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр.

Задание №1. Игра «угадай сказку»

• Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»);

• Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»);

• Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»);

• Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»);

• Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»);

• Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ - гигант («Репка»);

• Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»);

• Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»);

• Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»);

• Сказка о лесном общежитии («Теремок»).

Важным условием успешности работы в данном направлении – это создание предметно – развивающей среды.

Развитие звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это овладение культурой речепроизношения, которое включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

Задание командам №2.

«Сочини сказку» (по набору упражнений - картинок)

Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

Задание №3. «скороговорки на развитие дикции»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

Утром, присев на зеленом пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Жук, над лужею, жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепелку перепел.

Еле-еле Елизар,

Едет-едет на базар.

А с базара, а с базара,

Не догонишь Елизара.

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

Парашют раскрывается разом.

И стропа распрямляется сразу.

Кто не прыгал реально ни разу,

Безразличен к рисунку, к рассказу

При автоматизации звука в стихах часто использую элементы театрализованной деятельности. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Расскажи стихи руками, в движении.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини - спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Не менее важны элементы культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора, умения пользоваться двигательными средствами выразительности речи (мимика, жесты). Они тесно связаны с театральной деятельностью.

Особенно детям нравятся упражнения для развития выразительной мимики:

1. Соленый чай. 2. Ем лимон. 3. Сердитый дедушка. 4. Лампочка потухла, зажглась. 5. Грязная бумажка. 6. Тепло – холодно. 7. Рассердились на драчуна. 8. Обиделись. 9. Мне грустно. 10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу. Предлагаю детям разыгрывать маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребенок испугался медведя.

Задание №4. «Покажи - узнай» для расширения игрового опыта

Жесты, поза движения. (задание для 1 команды)

«Отгадай, кто я, что я делаю»

- Сесть, как королева;

как побитая собака;

как провинившейся малыш;

как пчелка на цветок.

- пройдемся, как артисты балета;

как манекенщица;

как больной человек;

как старый человек;

- попрыгаем, как ребенок через лужу;

как кенгуру;

как большой заяц;

как маленький зайчик.

Изобрази( (задание для 2 команды)

- вдеть нитку в иголку,

- пришить пуговицу,

- подбросить и поймать мяч,

- наколоть дров,

- обстругать доску,

- заточить карандаш,

- остричь ногти,

- перенести предмет с одного места на другое,

- несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.

- плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, кто хочет тебя облить,

- понюхать яблоко, апельсин.

- разрезать арбуз и съесть кусок.

«Артисты пантомимы»

Под музыку или без музыки нужно изобразить:

1) кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, трактор в поле, мотоцикл, часы с боем.

2) Без звука: горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг, испорченный телевизор

3) Парикмахера, Айболита, водителя такси, продавца музыкального магазина

4) Ситуация из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зубы, хозяйка чистит овощи, шофер чинит автомобиль.

5) Объекты (походку, голос, манеру поведения, разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус.

6) Пешеходов: старушку с собакой на поводке, прохожего с больным зубом;

7) Походку курицы, утки, пингвина.

Задание №5 «Я дружу с интонацией»

1. Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравиться маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

2. Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.

Задание № 6

Развитие пластической выразительности при создании образа

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа, по выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)

3. Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

Развитие мелкой моторики

В чем значимость Пальчикового театра? Пальчиковый театр - занятие и интересное и полезное, сочетание этих двух свойств дает положительный эффект всех развивающих упражнений. Пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимание, память, формирует пространственные представления, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, которая обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

Речевой материал, который изучается на занятии, закрепляется через пальчиковый театр.

Формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

При формировании грамматического строя речи можно так же использовать элементы театрализованной деятельности. Можно использовать «Разноцветные сказки» Нищевой Н. В. Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная деятельность.

Задание № 7: «Придумай сказку»

Развитие связной речи

Перед вами 2 коробки: (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.

Вывод: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

В конце нашего семинара, хотелось бы сказать друг другу теплые слова. Называем соседу по одному комплименту на ту букву, с которой начинается ваше имя. Комплименты не должны повторяться, я начну…

Уважаемые коллеги, спасибо, за то, что активно участвовали данном семинаре, надеюсь вам было интересно и есть, что прихватить в свою копилочку.

Публикации по теме:

Использование игр на липучках по мотивам сказок в развитии речи дошкольниковИспользование игр на липучках по мотивам сказок в развитии речи дошкольников Использование липучек в создании дидактических пособий для дошкольников создает множество возможностей для обогащения образовательной среды.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Отчет «Использование театрализованной деятельности в развитии речи» за период сентябрь-февраль 2018–2019 годОтчет «Использование театрализованной деятельности в развитии речи» за период сентябрь-февраль 2018–2019 год ОТЧЕТ «Использование театрализованной деятельности в развитии речи» за период сентябрь-февраль 2018-2019 год. Подготовительная (логопедическая).

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2024 в 05:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова (УИ 181068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД