Юлия Можар
Семинар-практикум «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей от учителя-дефектолога Можар Ю. А.
Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи
у детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»;
2. Формировать практические навыки у родителей по применению мнемотехники;
3. Включать родителей в педагогический процесс и жизнь группы;
4. Стимулировать интерес родителей к общению с собственным ребёнком.
Подготовительная работа: подготовка презентации, бланки с мнемотаблицами на листах формата А4 (Приложение 1, 2, цветные карандаши, два стихотворения.
Ход мероприятия:
1. Выступление учителя-дефектолога: «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста»
2. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц - схем для родителей.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Проблемы речи детей дошкольников:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Бедность речи.
4. Недостаточный словарный запас.
5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
7. Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. (Константин Дмитриевич Ушинский)
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника представлена в виде
Мнемоквадрата
• Обогащение словарного запаса (Азбука)
Мнемодорожка
• Отгадывание и загадывание загадок.
Мнемотаблицы
• Заучивание стихов.
• Пересказ художественной литературы.
• Обучение составление рассказов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п. (черный круг – Баба – яга, голубой круг - царевна)
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Применяя мнемотехнику мы
1. Способствуем развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
2. Развиваем основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
3. Способствуем развитию творческих способностей детей, придумыванию стихотворений, рассказов; умению самим ребёнком составлять схемы и воспроизводить их;
4. Способствуем появлению у детей желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
5. Способствуем преодолению у детей робости, застенчивости; формируем у детей умение свободно держаться перед аудиторией.
Мастер-класс по составлению мнемотаблиц
К нам приближается волшебный праздник … (Новый год)
Выучим стихотворение для Дедушки Мороза! (Да)
Родителям на выбор предлагаются стихотворения, по которому нужно будет составить мнемотаблицу для заучивания.
Родители рисуют, заучивают, а далее по очереди с помощью мнемотаблицы рассказывают стихотворение.
Благодарим за внимание!
Приложение 1
Перед нами ёлочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Наталия Валентиновна Нищева
Приложение 2
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные,
И конфеты мятные.