МААМ-картинки

Семинар-практикум «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Юлия Можар
Семинар-практикум «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей от учителя-дефектолога Можар Ю. А.

Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи

у детей дошкольного возраста»

Задачи:

1. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»;

2. Формировать практические навыки у родителей по применению мнемотехники;

3. Включать родителей в педагогический процесс и жизнь группы;

4. Стимулировать интерес родителей к общению с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка презентации, бланки с мнемотаблицами на листах формата А4 (Приложение 1, 2, цветные карандаши, два стихотворения.

Ход мероприятия:

1. Выступление учителя-дефектолога: «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

2. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц - схем для родителей.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Бедность речи.

4. Недостаточный словарный запас.

5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. (Константин Дмитриевич Ушинский)

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника представлена в виде

Мнемоквадрата

• Обогащение словарного запаса (Азбука)

Мнемодорожка

• Отгадывание и загадывание загадок.

Мнемотаблицы

• Заучивание стихов.

• Пересказ художественной литературы.

• Обучение составление рассказов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п. (черный круг – Баба – яга, голубой круг - царевна)

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Применяя мнемотехнику мы

1. Способствуем развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

2. Развиваем основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

3. Способствуем развитию творческих способностей детей, придумыванию стихотворений, рассказов; умению самим ребёнком составлять схемы и воспроизводить их;

4. Способствуем появлению у детей желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

5. Способствуем преодолению у детей робости, застенчивости; формируем у детей умение свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц

К нам приближается волшебный праздник … (Новый год)

Выучим стихотворение для Дедушки Мороза! (Да)

Родителям на выбор предлагаются стихотворения, по которому нужно будет составить мнемотаблицу для заучивания.

Родители рисуют, заучивают, а далее по очереди с помощью мнемотаблицы рассказывают стихотворение.

Благодарим за внимание!

Приложение 1

Перед нами ёлочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Наталия Валентиновна Нищева

Приложение 2

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам ёлочку принёс,

А на ней фонарики,

Золотые шарики,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам сладости принёс,

Вафли ароматные,

И конфеты мятные.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 января 2025 в 18:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Можар (УИ 789506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД