Лана Харина
Семинар-практикум «Грамматические сказки в работе с детьми с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагов ДОУ в вопросах взаимодействия с детьми с ОНР и ТНР, используя грамматические сказки в образовательной и совместной деятельности.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по работе с детьм с ОНР и ТНР.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм организации образовательной деятельности с детьми.
Публикация «Семинар-практикум „Грамматические сказки в работе с детьми с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Стимулировать педагогов на развитие творческой и профессиональной активности.
4. Поддержать интерес педагогов по дальнейшему изучению этой темы.
Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в единственном и множественном числе. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам. Аграмматизмы таких детей из устной речи впоследствии переходят в письменную. В этом случае приходится говорить уже не только об ОНР, но и о дисграфии (нарушение письменной речи).
Ниже приводятся сказочные истории, которые помогут ребёнку с ОНР и ТНР на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных грамматических сказок пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается педагогом (или родителем, затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.
Сказка о гласных и согласных звуках.
Жили-были в царстве звуков гласные и согласные. Как только они встречались, начинали спорить. Спорили всегда на одну и ту же тему: кто из них главнее в слове, да и вообще в жизни.
Гласные говорили:
-Мы не только образуем слоги, но нас можно и петь, нас можно тянуть, на нас всегда падает ударение. Даже один из нас всегда ударный- это ё. А вы не только из голоса состоите, к вам примешиваются разные шумы. Вас так трудно выговаривать без нас!
А согласные обижались:
-А вы-то, вы! И вы без нас никак не обойдетесь. Без нас вы не сможете образовать слоги и слова, так что люди не могут общаться, не использовав нас.
Мягкий знак и твердый знак молча стояли в стороночке и молчали, так как они не обозначали звуков. Но они гордились тем, что и без звука им приходится выполнять разные функции для этих господ звуков.
Услышав эти слова гласные призадумались:
- А ведь и вправду это так. Мы не можем обойтись друг без друга, недаром на изучают вместе и живем в одном царстве-государстве «Фонетика».
С тех пор стали звуки жить-поживать в мире и согласии.
Как звуки превращаются в буквы.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Сказка о звуке А
Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот: «a__».
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко: «a, a, a».
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.
Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
И так дальше можно придумывать сказку на любой звук. Для детей это очень увлекательно. Дети и сами могут сочинить подобную сказку.