Людмила Сучкова
Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные технологии взаимодействия педагога с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Людмила Федоровна Сучкова
МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка»
Воспитатель высшей категории
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ об образовании ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничества взаимодействия и доверительности. Семья и детский сад не смогут заменить друг друга, даже имея свои особые функции. Поэтому очень важно установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями для успешного воспитания детей.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Эффективные технологии взаимодействия педагога с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом, целью взаимодействия ДОУ с семьей является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей в соответствии ФГОС является:
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» все дошкольные образовательные учреждения РФ обязаны разработать и реализовать образовательную программу, на основе ФОП. Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. определяет основные принципы и цели дошкольного образования, направленные на гармоничное физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей.
Цель ФОП ДО — создание единого «образовательного пространства», с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.
Задачи взаимодействия с родителями.
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Первым и, возможно, самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система. Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания.
Вторым ключевым аспектом является грамотное планирование образовательной работы, учитывая возрастные особенности детей. ФОП ДО предусматривает специфические цели и задачи для различных возрастных групп дошкольников.
Это означает, что образовательные методы и подходы должны быть адаптированы к конкретным потребностям детей в зависимости от их возраста и уровня развития. Дети на разных этапах своего развития нуждаются в разной поддержке и воспитании. Педагоги и специалисты должны знать, какие задачи стоят перед детьми определенного возраста, и вместе с родителями разрабатывать подходящие стратегии.
Третьим секретом успешной работы является использование активных форм взаимодействия, включающих родителей в образовательный процесс. Это может включать в себя организацию родительских мастер-классов, семинаров, педагогических совещаний и других мероприятий, на которых родители могут учиться, обсуждать вопросы воспитания и развития детей, а также активно участвовать в жизни дошкольного учреждения.
Четвертым секретом успешной работы с родителями – это проявление психологической грамотности и умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В процессе взаимодействия могут возникать разногласия и непонимание. Педагоги и специалисты должны быть готовы к адекватной реакции, проявлять эмпатию и умение слушать родителей, а также уметь находить конструктивные решения для разрешения конфликтов.