Надежда Казакова
Семинар-практикум для воспитателей «Педагогическое руководство игровой деятельности ребенка на разных возрастных этапах»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов.
Ход проведения.
Сегодняшний семинар мне хочется начать словами известного педагога В. А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Педагогическое руководство игровой деятельности ребенка на разных возрастных этапах“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Начнём семинар с игры «Знатоки методики». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
1. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия
3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» (режиссерская игра)
4. Сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней (присутствует счет и измерение).
5. Одно из важнейших условий развития полноценной игры - (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)
6. Сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре (сюжет)
7. Явление жизни, которое отображается в игре. (тема)
8. Какие игры строятся на основе литературного произведения (игры-драматизации).
2. Ядумаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута.
Первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
Вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (Каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.
3. Классификация игрушек.
Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.
Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е. А. Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования.
В своей классификации Е. А. Аркин внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными» :
1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;
2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;
3) образные игрушки - изображения животных и куклы;
4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.
Однако эта классификация не позволяет дать научно-методические рекомендации для педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е. А. Флериной.
В психологии классификация игрушки разработана В. С. Мухиной. Автор рассматривает игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития.
Разделите предложенные варианты на классификацию Флериной и Мухиной.
классификация Е. А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка :
- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т. д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т. п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;
- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т. п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;
- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;
- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.
В. С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).
4.«Древо мудрости». При организации и проведению игровой деятельности большинство педагогов сталкиваются с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в следующем упражнении.
Вы подготовите вопросы, от лица начинающего воспитателя по руководству и организации сюжетно-ролевых игр и прикрепите их к «Древу мудрости».Затем каждый педагог подходит к дереву, «срывает» листочек и отвечает на вопрос.
5. «Педагог-новатор». Не секрет, что игровая деятельность дошколят бедна. Зачастую сюжеты старших дошкольников не отличаются от сюжетов младших дошкольников. Мы предлагаем вам представить рекламу новой сюжетно-ролевой игры, которую бы сразу захотели организовать воспитатели.
6. В современной литературе авторы выделяют четыре наиболее типичных ошибки в руководстве сюжетно-ролевыми играми. Сейчас вашему вниманию предлагается видеоролик с запланированными ошибками «Руководство игровой деятельностью». Найдите ошибки.
Ролик № 1. Педагог навязывает детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым «творческую инициативу и самостоятельность ребенка».
Ролик № 2. Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой - то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.
Ролик № 3. Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой - когда для поддержания порядка в группе, либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.
Ролик № 4. Еще одним проявлением ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.
7. К творческим играм относится и игра-драматизация. Ей присуще замысел, сочетание реальных и ролевых действий. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Проведите игру-драматизацию по мотивам сказки «курочка Ряба» так, чтобы действие в нем происходило:
-в первобытном обществе;
-в капиталистическом обществе.
8. Предметы-заместители играют важную роль в развитии воображения и творческого развития сюжета. Придумать два-три способа нового применения никому не нужного предмета для игровой деятельности.
первая команда – старое кашпо;
вторая команда – старую пластинку от проигрывателя.
9. Составить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности.
10. Наш семинар подошёл к концу.
Ведь игра – это целый мир.
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
Детский сад №2 «Ласточка»
Семинар-практикум
Выполнила:
Н. Н. Казакова –
воспитатель высшей категории
п. Лиман