Татьяна Стецова
Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Театрализованная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
4. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления различных видов театра.
Ожидаемый результат: у педагогов развиваются творческие и коммуникативные способности, сплочение коллектива.
Участники: воспитатели
Ход семинара:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема семинара :
«Театрализованная деятельность в ДОУ».
Мне хочется начать семинар словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир»
В этих словах «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию.
В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
- Дорогие коллеги, ничего писать мы не будем, а превратимся ненадолго в детей. Все игры, которые я буду с вами проводить, можете смело применять на практике!
Сегодня Вам предстоит участвовать в игре: «Театральный ринг!».
Но вначале давайте встанем в круг для приветствия.
Приветствие: - Кто-то сегодня уже виделся друг с другом, кто-то нет. Давайте мы поприветствуем, друг друга, не повторяясь, можно использовать жесты по кругу, я начну «Добрый день» (коллеги приветствуют друг друга, не повторяясь).
Игра «Ветер дует на…» Если это про вас, то делаем шаг вперед и собираемся в небольшой круг. Начинаем:
Ветер дует на того, у кого светлые волосы
На того, кто сегодня пришел в юбке
На того, кто сегодня пришел в брюках
На того, кто сегодня приехал на машине
На того, у кого есть часы
На того, кто пришел на работу в хорошем настроении и т. д.
Настроение у всех отличное, теперь нам нужно разделиться на три команды.
I раунд «Разминка» Знание сказок
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Как известно, театрализованную деятельность в детском саду организуют по сказкам, сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки. Игра: «И снова сказки»(вопрос-ответ) Каждой команде задается вопрос:
1 команде: • Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»);
• Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»);
• Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»); 2 команде
: • Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»);
• Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»);
• Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»); 3 команде: • Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»);
• Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»); • Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»);
• Сказка о лесном общежитии («Теремок»).
ЗАДАНИЕ «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
Игра «Интонация»
Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
2. Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» : сначала голосом Козы, потом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
- А знаете ли вы что такое пантомима? Является ли она театром? Да, верно, это одно из направлений античного театра.
А теперь проверим, возьмут ли вас в театр пантомим?
Игра «Пантомима» Каждой команде раздаются по 2 карточки с пословицами.
(на обсуждение команде дается 1 минута).
Представители команд по очереди изображают пословицу (не озвучивая ее, другие команды отгадывают) «На чужой каравай рот не разевай»;
«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;
«Дареному коню зубы не смотрят»;
«Волков бояться - в лес не ходить».
«Кончил дело – гуляй смело!»
«Тише едешь – дальше будешь» - Замечательно!
Вот такие актеры есть в нашем педагогическом коллективе.
ЗАДАНИЕ «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара.
Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек: Растет дочка, как росточек.
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.
Грабь граблями гравий, краб!
ЗАДАНИЕ «Черный ящик» Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
«Объяснялки». Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации. Вопросы к командам:
• Как вы понимаете определение «режиссерская игра»?
• Что вы подразумеваете под определением «игра-драматизация»?
• В чем отличие сюжетно-ролевой игры от игры-драматизации?
• IY раунд «Размышлялки». В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию-презентацию: «Такой разный театр». Пожалуйста, ознакомьтесь с видами театров, представленных на выставке слайдов, а затем рассказать, в каких возрастных группах их можно использовать. (Поочередное выступление спикеров от команды) Знакомить детей с кукольным театром можно начинать с 1-й младшей малышу почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах. Раунд V : «Обгонялки». (слайд 12)
Каждой команде в течение минуты необходимо ответить на 10 вопросов.
Если команда затрудняется ответить: произносит слово «дальше», чтобы был зачитан следующий вопрос. Засчитываются только количество правильных ответов. Учитывается быстрота реакции, внимание.
Викторина: 1 команде: 1. Деревянный человечек? Буратино
2. Промежуток между действиями спектакля - антракт
3. Яма для музыкантов в театре – оркестровая
4. Место, где происходит действие спектакля – сцена
5. Спектакль, где все действующие лица поют – опера
6. Кукла, которая приводится в движении с помощью крестовины – марионетка
7. Полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала - занавес 8. Кукла, которую надевают на себя – куклы- люди
9. Женщина клоун – клоунесса
10. Подкрашивание лица актёру при исполнении ролей – грим 2 команде:
11. Художественное оформление действия на театральной сцене – декорация
12. Выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом. - пантомима
13. Накладные волосы - парик.
14. Повторение предварительного исполнения спектакля – репетиция
15. Одобрительные хлопки зрителей – аплодисменты
16. Объявление о представлении – афиша
17. Спектакль, в котором все действующие лица танцуют – балет
18. Разговор между двумя и более лицами – диалог
9. Вещи, необходимые актёрам по ходу действия спектакля – реквизит
20. Речь одного лица, мысли вслух – монолог 3 команде:
21. Искусство пения- Вокал
22. Вид драматического произведения, изображающий смешные явления; "песни веселых поселян" - Комедия
23. Солист балета – Танцор
24. Перечень пьес, включенных в сезонную афишу театра – Репертуар
25. Народное гуляние с маскарадом – Карнавал
26. Управляющий актёрами, раздающий роли, лицо руководящее постановкой спектакля – Режиссёр
27. Весёлый музыкальный спектакль, пение чередуется с разговорами – Оперетта
28. Движение рук, головы, передающие чувства и мысли – жест
29. Работник театра, подсказывающий, в случае необходимости, артистам слова роли -Суфлер.
30. Схема развития действия в спектакле - Сценарий
Рефлексия: Уважаемые коллеги – актеры! В ходе игры «Театральный ринг» мы еще раз убедились, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.) Закончить нашу игру хочется словами Л. С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».