Татьяна Паламарчук
Семинар-практикум для воспитателей «Методики проведения занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
практикум для воспитателей на тему
Задания к семинару :
1. Подготовить краткое сообщение по методике проведения занятий.
2. Проведение занятия с педагогами.
Методика проведения занятия по обучению грамоте (Журова О. Е., проведение занятия в старшей группе
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Методики проведения занятий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Занятия по обучению грамоте проводятся в старшей группе детского сада один раз в неделю. Длительность каждого занятия- 30 мин, в течение которых детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний и умений.
При проведении звукового анализа слова используется указка с тупым концом длиной 30- 40 см.
Для словесных дидактических игр и игровых упражнений нередко используются предметные картинки. Их перечень даётся в конспектах занятий.
Для награждения детей в играх необходимо иметь специальные фишки или мелкие игрушки.
Раздаточный материал представляет собой картинки- схемы и полоски- схемы звукового состава слов, фишки, указки, подносики.
Картинки- схемы звукового состава слов изготавливаются из 1/8 ватманского листа. На картинке расположен рисунок предмета, слово- название которого дети анализируют и под ним схема звукового состава слова. Количество клеточек (размером 2.2см.) соответствует количеству звуков анализируемого слова.
Для занятий используется 10 картинок- схем: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна лиса, сани. Картинки- схемы изготавливаются по одному комплекту на каждого ребёнка.
Полоски- схемы звукового состава слова можно сделать из плотной бумаги (размером 12х4 см.). На полоске размещается схема слова. Каждый ребёнок должен быть обеспечен двумя полосками- схемами трёх-, четырёх- и пятизвуковых слов.
Фишки для детей делаются квадратной (2х2 см.) или круглой (диаметром 2 см.) формы из картона, пластмассы.
Комплект на одного ребёнка состоит из 20 фишек серого, красного, синего, зелёного и чёрного цветов (по четыре фишки каждого цвета).
В качестве указок можно использовать счётные палочки. Для фишек и указок, необходимых для занятий, удобно пользоваться индивидуальными подносиками.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Программное содержание:
• Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
• Учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал : картинка- схема слова юла; красные, синие, зелёные фишки (по 3 штуки);указка; фишки или мелкие игрушки;
Раздаточный материал : полоски с четырьмя клеточками, красные, синие, зелёные фишки (по 3 на ребёнка); указки.
Ход занятия:
1. Звуковой анализ слова юла. Воспитатель читает слово с
интонационным выделением первого звука : ййула. Спрашивает, какой первый звук в слове юла. Воспитатель сообщает, что «й»- всегда мягкий согласный звук, у него нет твёрдой пары. Дети обозначают звук «й» зелёной фишкой. Затем воспитатель читает слово юла с интонационным выделением второго звука: йуула. Дети определяют, что второй звук в слове – «у»,и обозначают его красной фишкой.
Третий и четвёртый звуки в слове находят дети. Вопросы воспитателя : «Сколько звуков в слове юла?»- «Четыре». – «Сколько гласных звуков?» - «Два». – «Сколько слогов?»- «Тоже два».- «Назовите первый гласный звук». – «у».- «А первый слог?» - ю. -«Назовите второй гласный звук». – «а».- «Второй слог?2 - ла. - «Сколько в слове мягких согласных звуков?» -«Один».- «Какой?»-«й».- «Что вы можете сказать про этот звук?» - «Это всегда мягкий согласный».- «Сколько в слове твёрдых согласных звуков?»- «Один».- «Назовите его».- «л».
2. Игра с заданиями.
1. Вызвать звуки «у», «л», «а»,»й».
2. Подозвать 2-й, 1-й, 3-й, 4-й звуки слова.
3. Предложить детям всё рассказать о своих звуках.
4. Подозвать звуки «й» (всегда мягкий согласный, «л», «у», «а».
5. Задания играющим дают сами дети. Выполнив задания, они ставят фишки на схему.
3. Дети убирают фишки со схем: «а», «у» «л». Какой звук остался?»»
4. Игра «Назови слова». Дети называют слова со всегда мягким согласным звуком «й» (ель, юла, ягоды, ёжик, край, майка, чайка, чай, йод, сарай, май, лайка, мойка, Яша).
Методика проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, проведение занятия (предметный мир) по подготовительной группе
Знакомство старших дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью является одной из важных и сложных задач воспитательно – образовательной работы с детьми: воспитатели должны предвидеть задачи будущего, когда сегодняшний малыш станет взрослым. Решение этой задачи должно решаться не только на учебных занятиях,но и в повседневном общении с детьми
Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
Средства и методы ознакомления детей с окружающим миром:
- наблюдения
-игры
- беседы
- трудовая деятельность
-учебная деятельность
В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами :
– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);
– увеличение количества путешествий;
– изменение числа команд и участников в каждой команде;
– включение заданий на рисование предметов и т. д.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.
Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Темы для изучения окружающего мира:
- семья
-детский сад
- родной город
- родная страна
-труд взрослых
На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.
Конспект занятия на тему : «Транспорт»
(подготовительная группа)
Цель: закрепить понятия детей о родовом понятии транспорт. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, учить классифицировать транспорт на наземный, водный и воздушный
Задачи: – образовывать относительные прилагательные от существительных;
– обогатить словарь;
– составлять предложения по картинкам;
– развивать слуховое внимание, мелкую моторику, память, мышление, координацию речи с движением.
Оборудование: предметные картинки по теме «Транспорт»; презентация, игрушки- вертолет, машина, пароход,мяч
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель : Посмотрите, у меня на столе лежат игрушки. Назовите их название. Как можно их назвать одним словом? (транспорт).
Первый транспорт с которым вы впервые познакомились был сказочный. А какой именно сейчас мы с вами увидим (демонстрация слайдов 2-5)
Что же такое транспорт?
Транспорт – это средство для перевозки людей и грузов.
Воспитатель : Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами транспорта. А работать мы с вами будем с лото. На ваших столах лежат альбомные листы с изображением картинок. Каких? По каким группам можно классифицировать транспорт?
Воспитатель : Транспорт, который летает по воздуху, называется воздушный, который ездит по земле – наземный, плавает по воде водный.
1) История наземного транспорта, демонстрация современной техники
(Слайд 6 – 13)
Задания по лото : распределение картинок наземного транспорта
Физкультминутка:
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо – влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда.
2) История водного транспорта (Слайд 14-16)
Задание по лото
3) История воздушного транспорта (слайд17-21)
Задание по лото
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
- приехал – уехал.
- приплыл – уплыл.
- прикатился – укатился.
- взлетел – приземлился.
- большой – маленький.
- тяжелый – легкий.
- быстрый – медленный.
- новый – старый.
- далеко – близко.
- высоко – низко.
Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети: о транспорте.
Воспитатель : Теперь вы знаете, что транспорт бывает разный. Какой он бывает?
Дети: Транспорт бывает наземный, подземный, водный, космический и воздушный. А еще бывает пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
Молодцы, ребята. Вы сегодня все очень хорошо занимались.