МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей 1 младших групп на тему «Изобразительная деятельность детей 2–3 лет»

Евгения Василенко
Семинар-практикум для воспитателей 1 младших групп на тему «Изобразительная деятельность детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Раскрыть суть изобразительной деятельности в раннем дошкольном возрасте, отметить закономерности ее развития.

На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Предметно – орудийная деятельность, в которой в основном и реализуется это отношение, становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов, к ним относят и предметы природы, предметы духовной и материальной культуры; действия постепенно становятся обобщенными, т. е. малыш мог их использовать в изменившихся условиях. Например, способ изображения карандашом переносится на фломастер, восковые мелки, кисть и т. п.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей 1 младших групп на тему „Изобразительная деятельность детей 2–3 лет“» размещена в разделах

Интересно также, что узнанные ребенком в его каракулях предметы становятся своеобразными игрушками-заместителями в развертывающихся предметных играх на листке бумаги или с элементарными кусочками глины (лепка). Увидев в линии, кусочке глины самолет (машину, малыш начинает гудеть как машина, двигает листочек (или кусочек глины) по столу и т. п.

В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом каракулю, которая вызывает у него ту или иную ассоциацию. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают.

В процессе действия с материалом и чтения каракуль развивается воображение, наглядно – действенное мышление малыша, совершенствуется операционно – техническая сторона деятельности (действие с материалом становится более уверенным и самостоятельным). Повышается уровень изобразительной деятельности. Теперь ребенок не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину». Появляется рисование по замыслу –представление будущего рисунка и способов его создания. Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив, носит ситуативный и неустойчивый характер. Исследования показывают, что трехлетние дети только в 30 – 40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило, называя, что хотят нарисовать, слепить, затем создают совсем другое. Порой замысел меняется несколько раз. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой – называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями поэтому, взяв в руки карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла.

От чего зависит разнообразие замыслов в рисунках? От опыта ребенка. Чем больше он видит и знает, тем больше замыслов возникает у него. Перед взрослыми стоят следующие задачи.

1. Продолжить знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Только в том случае, если восприятие будет эмоциональным, ребенок захочет заново пережить свои яркие впечатления в изобразительной деятельности.

2. Необходимо воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства, развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа, но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую поверхность глины и т. п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).

3. Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует. Следует помнить, что детский рисунок – это не только отражение того, что удивило, обрадовало, но и призыв малыша к общению с ним, поддерживать и развивать это стремление ребенка.

4. Нужно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.

5. Очень важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.

6. Чтобы дети с интересом воспринимали тематику рисунков, взрослый должен учитывать, с одной стороны, впечатления дошкольника, его интерес, с другой – способы изображения, с которыми нужно познакомить малыша. При соблюдении этих условий выбор тем будет неограничен. Например, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми как идет дождь, повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап»; для изображения явлений (предметов) линией можно предложить детям такие темы: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам и т. п.

Тематика лепки должна быть также проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, зайчики. Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей : можно обыграть самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный настольный театр.

Эти важные задачи решать надо, пока малыш раскован и смел, пока он рисует все, что хочет и как хочет, и пока ему интересны материал и способы действия с ним.

Успехи придут к ребенку только в том случае, если взрослые создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.

Публикации по теме:

Анкета «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружком тот, который Вы считаете правильным. 1. Кто из представителей отечественной.

Эссе «Моя педагогическая философия» Работая в детском саду, я стремлюсь, вместо того, чтобы навязывать желаемый образ поведения ребенка, вкладывая свои ценности, формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей 1 младших групп на тему «Изобразительная деятельность детей 2–3 лет»
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 14:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей 1 младших групп на тему «Изобразительная деятельность детей 2–3 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Василенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД