РИДА ОВАКЯН
Семинар-практикум для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование у дошкольников духовно-нравственных отношений и чувства со причастности к семье, городу, стране, культурному наследию своего народа, природе род ного края».
Цель - повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
План проведения:
I часть. Информационная.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1.1. Вступительное слово о значении поставленной проблемы. «Актуальные вопросы по формированию у дошкольников духовно - нравственных отношений и чувства сопричаст ности к семье, городу, стране, культурному наследию своего народа, природе родного края».
1.2. Определение цели, задач патриотического воспитания дошкольников. Содержание ра боты по возрастным группам.
1.3. Доклад «Модель формирования патриотических чувств дошкольников. Исторические памятники города Воронежа» старший воспитатель Овакян Р. С.
1.4. Доклад «Краеведение - основа воспитания патриотизма».
Воспитатель Емельяненко Т. А.
II часть. Практическая.
2.1. Анализ результатов анкетирования «Нравственно-патриотическое воспитание дошко льников».
Воспитатель подготовительной группы Чернышева Е. В.
2.2. Задание № 1. Педагогам предлагается по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей Родиной, потому что.». ___
2.3. Задание № 2. Предлагается педагогам разбиться на группы и нарисовать символ (эм блему понятия «патриотизм»). Затем каждая команда поясняет, почему она изобразила данное понятие именно так.
Музыкальный руководитель Вилисова И. М.
III. Домашнее задание. Оформить уголок патриотического воспитания в своей группе. Представить формы работы с детьми по патриотическому воспитанию в своей группе.
IV. Обмен мнениями.
V. Завершение.
Вступительное слово на семинаре- практикуме «Нравственно-патриотическое вос питание дошкольников в процессе организации работы по краеведению».
старший воспитатель Овакян Р. С.
Уважаемые коллеги!
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях наших традиций. Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?
Определим цель патриотического воспитания. Напомню, что цель - это то, к чему надо стремиться. Через патриотическое чувство мы будем воспитывать личность, гражданина своей страны.
На основе нормативно-правовых документов можно определить цель патриотического воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
Конституция.
Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан, патриотов своего народа.
Основные задачи:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Сопутствующие задачи:
Задачи нравственного воспитания :
- воспитание чувства доброты, сопричастности к сопереживанию других, умения прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению;
- формирование умения примиримого отношения к другим.
2. Задачи эстетического воспитания :
- воспитание эстетических чувств к окружающему миру;
- бережное и созидательное отношение к природе.
3. Задачи интеллектуального воспитания :
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие умения анализировать происходящие события.
4. Задачи физического воспитания :
- развитие физических качеств, будущих защитников своей Родины (сила, ловкость, выносливость, гибкость);
- развитие морально-волевых качеств (храбрость, смелость, целеустремленность, решительность).
5. Задачи трудового воспитания :
- бережное отношение к продуктам своего труда;
- добросовестное отношение к любой работе;
- добиваться поставленной цели;
- уметь доводить дело до конца;
- формирование навыков коллективного труда;
- желание трудиться систематически.
Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.
В первой младшей группе формируются:
- навыки самообслуживания;
-воспитание доброжелательности;
-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);
- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках
- благожелательные взаимоотношения в группе
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
В средней группе формируются:
- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;
- доброжелательные отношения в группе;
- чувство долга;
- навыки вежливого обращения;
- представления о родственных отношениях в семье.
В старшей группе формируются:
- взаимоотношения в группе;
- межличностные отношения;
Умение оценивать свои поступки и поступки других;
- интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе, взаимовыручке;
- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
В подготовительной группе формируются:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;
- умение вежливого обращения к окружающим;
- умение давать самооценку своих возможностей;
- освоение позиции ученика, члена коллектива;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- стремление к учебе;
- представление о долге.
Анкета для педагогов
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Ф. И. О___
Какое место, на Ваш взгляд, занимает нравственно-патриотическое воспитание в основных линиях развития дошкольника (физическая, познавательная, социально-нравственная, художественно-эстетическая). Выберите свой вариант из представленных ниже.
А) основное место указанной проблемы в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как
Б) познавательного развития ___
В) частично решается в каждой из линий развития дошкольника
Г) эта задача не настолько глобальна, чтобы отводить ей такое место в развитии дошкольников ___
Д) моё мнение об этой задаче таково: ___
___
Как Вы понимаете термин «патриотизм»? Выберите свой вариант ответа.
А) это любовь к Родине, малой Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Б) патриотизм – это личная устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В) патриотизм – это значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, в отношении к своему народу, его истории, культуре, государству.
Г) на наш взгляд, патриотизм – это ___
Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника? Выберите свой вариант.
А) воспитание у детей любви и уважения к родному дому, городу, стране, её жителям
Б) формирование общественно значимых ориентаций, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.
В) развитие высокой социальной активности, гражданской духовности, становление граждан, обладающих позитивными качествами, способных проявить их в созидательном процессе укрепления и развития Отечества.
Г) На наш взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является ___
В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания дошкольников? Выберите свой вариант.
А) традиционные формы работы, используемые в реализации задач любого раздела воспитания и обучения, такие как ___
Б) из нетрадиционных наиболее эффективными, на наш взгляд, будут.