Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Интерактивные игры как средство по взаимодействию с родителями» (1 фото)

Елена Соловьёва
Семинар-практикум для воспитателей «Интерактивные игры как средство по взаимодействию с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей «Интерактивные игры как средство по взаимодействию с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Интерактивные игры как средство по взаимодействию с родителями“» размещена в разделах

1. Приветствие. Создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.

Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

Звучит музыка В. Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:

- глазами

- носами

- плечами

- лбами

- попами

- спинками

- коленками

Воспитатель: Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой, я предлагаю поиграть в игры.

Игра «Ассоциация»

Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «родители» .

Ассоциации – мама папа семья дети бабушка дедушка любовь сын дом отец дочь мать забота родные родственники ребёнок сестра предки воспитание родня брат род жизнь любимые деньги счастье дед близкие дядя тётя школа добрые уют помощь родить работа радость поддержка роды еда брак люди ужин тепло друзья рожать детство рождение внуки кровь квартира старость ответственность хорошие баба вместе собрание уважение прабабушка опекуны очаг отдых роддом родина шнурки свадьба старики наказание прадедушка беременность внук жена дочка ласка отчим внучка защита мачеха развод смерть человек родословная мои дача обед смех тёща угол ссора учёба ремень потомки родство крёстная крёстный свекровь понимание образование муж узы

СЛАЙД 1

Игра «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

Ассоциации со словом игры – дети прятки футбол карты играть веселье игрок игрушка компьютер азарт мяч догонялки победа жизнь ассоциации спорт настольная баскетбол радость проигрыш монополия шашки шахматы казино покер волейбол хоккей выигрыш детство дота развлечение смех время деньги правила ребёнок друзья лото салки интерес команда слова соревнование люди домино телефон приз мафия театр школа весело поражение приставка интересная счёт кубик теннис счастье стол актёр дурак кукла нарды забава любовь компания победитель бег досуг отдых человек скакалка увлечение детская компьютерная матч поле гонки судья удача успех фильм жмурки игривый рулетка твистер праздник развитие участник мир роль кости улица финиш машинка зависимость очко война семья фишки

СЛАЙД 2

Ассоциации со словом интерактивные - Что или кто бывает интерактивным?

развлечение телевидение устройство шоу взаимодействие окно руководство общение меню зрелище голосование поведение вето послание кино произведение обучение обеспечение подобие редактирование чтение пространство программирование упражнение преподавание расписание отношение путешествие усилие управление представление пособие собрание действие очко обсуждение мероприятие построение среда сообщество подключение задание письмо вещание ограничение участие приключение существо сопровождение использование звено

СЛАЙД 3

2. Теоретическая часть СЛАЙД 4

Тема нашей встречи: «Интерактивные игры, как средство по взаимодействию с родителями»

Проблема же сотрудничества ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья, в условиях финансового и социального расслоения, обилия новейших информационных технологий, более широких возможностей получения образования, заставляет искать новые формы сотрудничества.

СЛАЙД 5

Проанализировав термин «сотрудничество», можно отметить, что многие теоретики и практики его рассматривают как:

• совместный процесс определения целей деятельности

• совместное планирование предстоящей работы

• средств, предмета деятельности во времени и в соответствии с возможностями каждого участника

• совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

В своих исследованиях Т. А. Дементьева, сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Данное понятие также предполагает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сущность данного направления состоит в объединении усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи для развития личности ребенка.

СЛАЙД 6

Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга. Большими возможностями для этого обладает интерактивная игра, отличающаяся продуктивностью, предполагающий, в свою первую очередь, диалоговое общение. Интерактивные игры носят творческо – поисковый характер, где воспитатель может получить для себя информацию, которая необходима для успешной организации воспитательно – образовательного процесса. Они выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителей неочевидна.

СЛАЙД 7

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

- в зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследуют;

- от количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие — работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

- Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является еще одним важным классификационным критерием.

- Еще одно основание для классификации игр — средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения — рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

• Уверенное поведение педагога.

• Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Мотивирующая сила интерактивных игр:

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, не только рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

СЛАЙД 8

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения

- обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.

- открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.

- учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.

- соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.

Преимущества интерактивных игр:

• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

3. Практическая часть.

Хотелось бы предложить вашему вниманию ряд интерактивных игр, которые можно использовать во время групповых родительских собраний.

Портрет современного ребенка 5 лет.

Оборудование: мешочек с карточками желтого и зеленого цветов, бумага.

Ход игры. Родители выбирают карточку одного цвета, делятся на команды. Каждая команда на листах бумаги записывают качества, которыми должен обладать современный ребенок 5 лет. Затем каждая команда выдвигает свою точку зрения и обсуждают.

Ромашка.

Ход игры. Родители по желанию отрывают лепесток ромашки, где записаны «незаконченные» предложения:

- я радуюсь, когда мой ребенок…

- я огорчаюсь, когда мой ребенок…

- я плачу, когда мой ребенок…

- я злюсь, когда мой ребенок…

- мне нравится, когда мой ребенок…

- мне не нравится, когда мой ребенок…

- я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т. д

Корзина вопросов

Ход игры. Каждый родитель в ходе собрания может бросить листок с вопросом разной тематики, который его волнует. В конце проводится обсуждение.

В конце дискуссий воспитатель обобщает высказывания и делает выводы. Данный вид деятельности с родителями будет эффективный, если ДОУ и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии. Следовательно, родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения должны стать партнерами – единомышленниками.

Блок 1. Дебаты (группа за и против)

- Поднимите руки те, кому досталась бумажка со словом БОНУС?

Выйдите, пожалуйста, сюда и займите места на вот этих стульях. Вам предстоит стать участниками небольших дебатов. Дебаты в отличии от дискуссии и диспута предполагают озвучивать не свою точку зрения, а навязанную вам и вы должны это условие выполнить. Итак, участники группы номер 1 должны будут высказаться за развитие компьютерных технологий в детском саду.

А участники группы 2 против.

А вы в зале можете оппонировать и тем и другим, но только после того, как все мнения будут высказаны.

Работа со зрителями:

Чьё мнение из высказанных было самым весомым для вас, и к какому бы вы присоединились?

- А сможем ли мы это остановить или как-то повлиять?

-И чего бы вы хотели от детского сада в этом направлении. Фантазии тоже приветствуются.

Острый угол воспитания – решение ситуаций. Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях: а) агрессивном, б) неуверенном, в) уверенно-достойном. Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация 1. Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами: Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра - в телефоне.

Время – поздний вечер. Детям пора спать.

Упражнение «Трудная ситуация»

Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.

Ребёнок жалуется «Саша обзывается», «Катя меня обижает», «Паша не играет со мной».

Родитель:

- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка

- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему

- обращается к родителям обидчика

- успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»

- обвиняет «сам виноват»

- принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.

В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.

- Ну вот и закончилась первая часть нашей игры, переходим ко второй

Блок: 2 «Решение педагогической ситуации».

Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.

- Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том что нового дети узнали на занятиях и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».

- Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

- Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя, о необходимости соблюдения режима дня детского сада, родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.

- Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.

2. Игра "Встречают по одежке".

Цель игры: развивать активное групповое общение, научиться внутренне, анализировать свою социальную "маску".

Команды получают по 2 карточки с надписями, например:

"Я так устала",

"Какие сегодня неуправляемые дети",

"Что же сделать на ужин",

"Когда переведут зарплату",

"Сейчас придет лучший родитель на свете",

"У этого родителя самый необыкновенный ребенок",

"Я все умею",

"Пожалейте меня",

"Знали бы вы, что я еще не все про вашего ребенка рассказываю, жалею вас" и т. п.

Участник каждой команды по очереди, показывает выражением лица одну из «социальных масок». Остальные команды пытаются прочувствовать состояние, описанное в карточке.

Обсуждение: Опишите свое состояние те, кто наблюдал и пытался показать и мимикой то или иное состояние. Что помешало почувствовать, отгадать? Что вызывало ощущения (негативные, позитивные?

СЛАЙД 9

Составление синквейнов.

В заключении нашего семинара-практикума я предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.

В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, опи-сывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.

Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.

Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.

Пример синквейна тему любви.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни.

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Первая команда сейчас составит синквейн на тему «Дети», вторая команда – на тему «Воспитатель», третья команда – на тему «Родители».

Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

И помните «Золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Публикации по теме:

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве» Тема «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» 2014-2015 уч. год Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова Подготовительный этап:.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Интерактивные игры как средство по взаимодействию с родителями»
Опубликовано: 22 января 2020 в 13:21
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Интерактивные игры как средство по взаимодействию с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Соловьёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД