Ксения Гаврилова
Семинар-практикум для воспитателей «Игровой стретчинг как средство физического и психо-эмоционального здоровья воспитанникв«
▼ Скачать +Заказ
Первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса является охрана и укрепление здоровья детей.
Именно в дошкольный период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности, формируются основы физического и психического здоровья детей.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Игровой стретчинг как средство физического и психо-эмоционального здоровья воспитанникв„» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игровой стретчинг
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.
Основные условия такого формирования следующие:
• создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
• воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
• развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
• создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе
• освоения двигательного опыта.
Очень важно проводить комплекс занятий, игр и упражнений, направленных на развитие и совершенствование движений детей, используя при этом методику обучения, стимулирующую работу мышления, творческой активности, развития выносливости и гибкости.
Среди разнообразных инновационных технологий, существует технология игрового стретчинга.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Гибкость нашего тела - это наша молодость, а молодость и здоровье необходимо беречь с детства.
Благодаря стретчингу формируется правильная осанка, вырабатывается выносливость и старательность, увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность.
Занятие игрового стретчинга, как и любое занятие по физической культуре, включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.
Продолжительность занятия может длиться от 20 до 35 мин в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.
Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
В качестве общеразвивающих упражнений используются музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.
В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия.
На первом — знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных.
На втором —совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов.
Занятия с использованием игрового стретчинга можно превратить в увлекательную игру-сказку, ведь игра — ведущий вид деятельности дошкольника, а также составляющая основной части занятия.
Игра может носить более или менее активный характер.
В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.
Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Упражнения на релаксацию в игровой форме нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.
Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Например, проведения утреней гимнастики в форме увлекательной игры-сказки: «Такие разные животные» дошкольники осуществляют показ того или иного образа в двигательной деятельности.
Построение комплекса предусматривает поочередное включение верхних и нижних групп мышц в работу, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений (сгибание – разгибание, наклоны вперед, наклоны назад).
Обычно всегда дети задают вопросы: «Как слон использует свой большой хобот?» «А можем ли мы как ежики свернуться в клубок?» «Как мартышка так цепко хватается за ветки и не падает при этом?»
На занятиях дети знакомятся с повадками животных, с их особенностями, со способами их передвижения; становятся более раскрепощенными, активными в ходе освоения специальных упражнений игрового стретчинга; учатся держать осанку более естественной; выполнять растяжку в наклоне назад, вперед и в бок; осваивать упражнения различной сложности.
Сюжетное содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.
В двигательных образцов широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.
Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения.
1 Комплекс «Цветок»
Педагог рассказывает детям: Кто из вас видел, как в саду или на лугу распускаются цветы? А как ведут себя цветы вечером? Кто мне скажет, какие цветы расцветают осенью? Да, конечно, это разноцветные астры. На латинском языке слово «астра» означает «звезда». Осенью у нас в саду расцветают розовые, белые, фиолетовые звезды. И еще — прекрасные хризантемы. Это очень изящные цветы. У них много лепестков, часто закрученных в трубочку. Обычно хризантемы белые, но встречаются желтые и розовые. Они цветут долго, иногда даже до первого снега. А ранней осенью на высоких кустах распускаются гордые георгины. Они, как и астры, тоже бывают разного цвета — красные, малиновые, белые, розовые, сиреневые. У георгин нежные, немного бархатистые лепестки. Представьте, что вы в осеннем саду, что вы — изящные астры, прекрасные хризантемы или георгины. Покажем, как цветок утром раскрывает свои лепестки, как тянется к солнышку, как вечером засыпает. Каждый из вас будет лепестком большого осеннего цветка.
Описание упражнений. Дети ложатся на спину, ногами к центру круга, руки вытянуты вдоль туловища.
1. «Цветок проснулся» — поднять голову, локти остаются на полу.
2. Приподнять грудь, руки поднять и вытянуть параллельно полу ладонями вниз.
3. «Тянется к солнышку» — сесть, выпрямив спину, руки подняты над головой, тянуться кончиками пальцев как можно выше.
4. «Цветок раскрылся» — наклонить прямую спину чуть-чуть назад. Руки плавно закруглить, соединив кончики пальцев — образуется форма лепестка.
5. «Подул ветерок» — руки сохраняют прежнее положение, легко покачивать корпусом вперед-назад.
6. «Цветок закрывается» — слегка наклониться, голову опустить, руки вытянуть параллельно полу ладонями вниз.
7. «Цветок заснул» — наклониться как можно ниже, стремясь головой достать колени. Руки мягко положить на ноги.
8. «На цветочек села бабочка» - выполнить упражнение «бабочка»
9. «Бабочка увидела еще один цветочек и полетела на другой» - Раскрыть ноги как можно шире в стороны, руки поднять вверх, машем кистями, как будто крылья бабочки машут. Затем наклон к правой ноге, стараясь ручками достать к носочкам. Вновь потянутся вверх, изобразить крылья бабочек кистями. Наклон к другой ноге – «бабочка полетела к другому цветочку»
10. «А тут на полянке, где растут цветочки, лезут муравьи, такие маленькие» Раскрыть ноги в стороны, как можно шире и начиная от паха, «бежим» пальчиками по полу, стараясь как можно дальше, чтобы постараться лечь всем корпусом на пол. Затем «муравьи бегут назад» - возвращаемся в исходное положение.
11. «Цветочек рос возле речки, где детки любили плавать» - ложимся на живот, поднимаем верхнюю часть корпуса, и имитируем плаванье, руки также работают (упражнение для спины)
12. «Детки плыли и увидели морских звездочек» - Ноги раскрыть, шире уровня плеч. Руки также раскрыть в стороны вверх. Оторвать от пола ноги и руки, задержатся в данной позе и вернуться в и. п.
13. «Но, вот детки искупались и увидели возле цветочка – улитку. А у улитки домик кругленький на спинке» - упражнение «улитка» Ножки раскрыть в сторону и достать носочками ножек до головы. Каждый раз нужно возвращаться в исходное положение.
14. «К цветочку подошла кошечка» - упражнение кошечка злая и добрая.
15. «И тут опять прилетела бабочка и села кошечке на ушко» - подняться с пола на ноги, потянуться корпусом вверх, ручки поднять вверх, сделать взмахи кистями – бабочка летит. Выполнить полное приседание – «бабочка села на ушко кошечке» - повторить несколько раз.
16. «А тут воробышек прискакал» - прыжки на двух ножках
2 Комплекс "Путешествие по острову"
1. Складочка. Перед нашим путешествием надо сложить необходимые вещи в чемодан. На 3 счета наклоняемся вперед к ногам (закрываем чемодан, стопы тянем в пол, на 4 руки вытягиваем вверх, стопы сокращенные.
2. Велосипед. Сложили вещи в чемодан, садимся на велосипед и отправляемся в наше путешествие! Лежа на животе, руки перед собой держат воображаемый руль, ноги крутят педали. Едем-едем, вдруг перед нами большая гора и велосипед начинает медленно ехать в гору (крутим очень медленно, а затем с горы поехали бысто-быстро! И приехали на красивую поляну, а на поляне лягушки спят.
3. Лягушка. Вот мы разбудили лягушек, они проснулись, позевали, потянулись, но вдруг увидели цаплю, испугались и спрятались (наклонились вперед) Цаплю изображает педагог, пробегая мимо лягушек. И вот цапля убежала, лягушки подняли свои головы, засмеялись и захлопали. И поскакали к своей подружке - улитке.
4. Улитка. Показываем, как улитка прячется в свой домик, а потом выходит погулять. Лежа на спине ноги поднять наверх и постараться достать ногами за головой до пола, затем ноги опускаются на пол, поднимаем спинку (положение сидя, носочки натянуты) и показываем рожки у улитки на голове. Идем мы дальше по полянке, и видим, змея ползет и шипит.
5. Змея. Лежа на животе, руки на уровне пояса. Выполняется прогиб назад, возвращаемся в исходное положение и шипим. Уползла змея. Мы испугались змею, сели на велосипед и поехали дальше. едем-едем, впереди большая речка, а над ней красивый высокий мост, давайте проедем по мосту!
6. Мостик. Можно с колен, можно из положения лежа. Проехали по мосту и решили поймать рыбку в речке. Давайте сядем в лодку.
7. Лодочка. Лежа на животе, поднимаем натянутые руки и ноги. И вот подул сильный ветер и нашу лодку сильно закачало. Раскачиваем попеременно руки наверх, ноги. Ветер стих и решили мы ловить рыбку на удочки.
8. Наклоны к ногам. Сидим на попе, ноги широко, носочки и колени тянем в пол. Наклоняемся к правой ноге (закидываем удочку направо, наклон к левой ноге, тянемся вперед. не поймали рыбку, а поймали морскую звезду (руки в стороны, спина прямая). Взяли с собой морскую звезду, сели на велосипед и поехали домой!
Список литературы:
1. Назарова А. Г. Игровой стретчинг : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
2. Андреева, Е. В. Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Ахматова, Ю. А. Статья игровой стретчинг как способ повышения интереса к физкультурным занятиям
4. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду
5. Сулим, Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг.