Татьяна Мальгина
Семинар-практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».
Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией.
Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Ход семинара - практикума :
1. Теоретическая часть
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне её. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий :
- Творческое моделирование и проектирование;
- Просмотр мультимедийных презентаций, фильмов о профессии;
- Изготовление технологических карт; разработка и составление алгоритмов;
- Виртуальные экскурсии на производства;
- Создание мастерских «Спасательная служба», «Ателье»; «Салон красоты», «АЗС» др.
- Создание настольных макетов «Фермерское хозяйство», «Огород»;
- Проектная деятельность;
- Изготовление лэпбуков- «Все профессии нужны, все профессии –важны!»;
- Поздравление родителей с профессиональными праздниками;
- Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям;
- Тематические недели.
- Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»).
Основные направления развития ППРС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям.
-игровые центры;
-дидактические игры,
-игровые настольные и напольные ширмы;
-настольно – печатные игры;
-сюжетно – ролевые игры;
-демонстрационный материал.
2. Практическая часть.
Во второй части семинара предлагаю принять участие в играх, в ходе которых обобщим и расширим представления о формах и методах, активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника.
Педагогам предложено поделиться на команды. Обеим командам предлагаются задания.
Игра "Самая, самая ".
Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под
определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная».
Игра «Придумать необычную профессию».
Задача участников: используя атрибуты (картинки, придумать профессию, которой ещё не существует.
Выигрывают та команда, которая придумала больше необычных профессий.
Игра «Закончи пословицу».
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две
минуты на выполнение задания.
Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.
«Какой мастер - ….» (такова и работа)
«Словами туда и сюда… (а делами – никуда)
«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)
«Красна птица оперением, (а человек – рукоделием)
Игра «Устами младенца».
Задача команды: определить профессию по детскому описанию.
Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды.
Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.
Игра «Написать заметку о любимой профессии».
Задача команды: рассказать о «любимой» профессии по следующей схеме : название профессии – место работы –условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности для заметки).
3. Подведение итогов семинара.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
По окончанию семинара педагогам было предложено поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре.
Большинство участников выразили готовность применять на практике полученный опыт, отметили необходимость осуществления профориентационной работы с дошкольниками.