Приложение МААМ

Семинар-практикум для воспитателей «Аптека под ногами»

Лариса Абакумова
Семинар-практикум для воспитателей «Аптека под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.

Задачи:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в плане достижения качественно более высоких результатов образовательного процесса через экологическое воспитание дошкольников.

2. Знакомство с методами оздоровления детей в условиях организованных детских коллективов.

План проведения семинара – практикума :

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Аптека под ногами“» размещена в разделах

1. Общие сведения о лекарственных растениях.

2. Консультация «Знакомство детей с лекарственными растениями».

3. Мастер – класс «Как сделать гербарий своими руками».

4. Фитотерапия и ароматерапия как направления здоровьесберегающих

технологий в ДОУ.

5. Изготовление подушки «Здоровье».

Слайд 2.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо вызвать у детей и их родителей интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Исторические сведения

о лекарственных растениях.

C давних времен, растения были не только источником питания людей, получением орудий труда, одежды, но и прекрасным средством от болезней. Уже в первобытном обществе люди знали болеутоляющие свойства семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт и даже наркотические.

Врачевание всегда было доходным занятием, поэтому лекари при-нимали меры к тому, чтобы людей, знающих лечебные свойства трав, было поменьше. Желающих заняться этим делом всячески отпугивали, окружая свое ремесло таинственностью. Сбор, изготовление лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. В средние века знахари принимали пациентов в мрачных пещерах или хижинах, украшенных черепами, черными кошками, совами. Когда давали лекарство, шептали страшные заклинания, а чтобы заставить других людей отказаться от самостоятельных поисков трав, о вполне безобидных растениях сочиняли полные ужасов легенды. (Слайд 3) На Руси сбор трав приурочивался к дню Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю). У сборщиков этот день зовется «Аграфена — злые коренья». (Слайд 4)Массовое цветение трав совпадало с этим днем и следующим за ним днем Ивана Купалы (7 июля) — временем сбора волшебных трав. В праздновании дня Ивана Купалы соединились христианские и языческие верования: Иван — Иоанн Креститель, который «купал», т. е. крестил Христа, и Купала — языческий бог. По народному поверью, собранные в этот день травы обладали особой целительной силой.

Параллельно с народной медициной рациональные приемы сбора лекарственных растений разрабатывались научной медициной. Интересны в этом отношении рекомендации Авиценны (XI в. н. э.) :

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатываются из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

Знакомство детей с лекарственными растениями.

Лекарственные растения имеют ценное значение для оздоровления человеческого организма, но мы их часто не замечаем. Собранные здесь стихи загадки сказки и легенды, знакомят с разнообразием растительного мира, показывают его экологическое единство, а также воспитывают у детей бережное отношение к растениям.

Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Сделать это можно посредством знакомства детей с загадками, стихами, поговорками, сказками, легендами и рассказами о растениях.

Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

И мне видится: тонкие корешки

В аккуратные сыплются порошки,

И качаются склянки с ромашкой на пробке,

И пилюли слагаются с веток в коробки.

Вы горячкой больны – вам накапали степь,

Вы в жару – нате степь на горчичном листе.

С. Кирсанов

Подорожник.

Загадки.

Каждый лист мой любит тропки

у обочины дорог,

Он однажды людям добрым

раны вылечить помог (подорожник).

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — серёжки

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника:

«Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран».

Художественные произведения для ознакомления дошкольников с подорожником.

С названием простым

и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок –подорожник

Растет у российских дорог.

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли.

С. Баруздин

«Подорожник».

Есть множество цветов

Красивых осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

С. Баруздин.

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…

А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!

Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А. А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В. Н. Андреева

Ромашка.

Загадки.

В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белые реснички (ромашка).

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца это лучи.

На поляне расцвела

Белая красотка.

До чего ж она мила

И стройна, и ловка!

Цвета золота глаза,

Снега - лепесточки.

Как прекрасна и нежна,

Краше всех цветочков!

Художественные произведения для ознакомления дошкольников с ромашкой.

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела

Воротник золотой

На нас смотрит с добротой!

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок – лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать

Е. Маленкина

«Ромашка».

Разоделись все ромашки

В белоснежные рубашки.

Не хочу на них гадать,

Чтоб листки не оборвать.

Крапива.

Загадки

Злая как волчица, жжётся как горчица

Что это за диво? Это же (крапива).

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?

Не пустили в огород

От того она и жжёт

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

Художественные произведения для ознакомления дошкольников с крапивой.

Я цветы обходил стороной.

Их считал за ненужное диво,

И искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зелёным огнём,

Обрезал я колючие ножки,

Необычного цвета лепёшки,

Обжигаясь мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо,

На задворках стоит крапива,

Словно память тех грозных годов. (В. Сергин)

Одуванчик.

Загадки

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый.

(Одуванчик)

Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять.

Одуванчик многолетнее растение с желтыми цветками, семена которого разносятся ветром. Одуванчик — очень полезное растение. Из него делают варенье. Млечный сок заживляет ранки. Корни одуванчика применяют для лечения разных болезней

Художественные произведения для ознакомления дошкольников с одуванчиком.

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца

Маленький портрет!

О. Высоцкая

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки- парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С. П. Красиков

Мать – и мачеха.

Загадки.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.

На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки —

Желтые глазочки.

Художественные произведения для ознакомления дошкольников с мать – и – мачехой.

На опушке - огоньки,

Целая проталинка.

Коротышки стебельки

И цветочек маленький.

Листьев нет - она цветёт,

Холодом охвачена.

Пчёлкам самый ранний мёд

Дарит мать-и-мачеха.

Джулия Рум.

Мать-и-мачеха проснулась,

Приоткрыла жёлтый глаз,

Потянулась, оглянулась.

- Снег? В апреле? Вот те раз.

Возмутилась Медуница:

- Так не долго простудиться!

Я по плечико в снегу -

Распуститься не могу.

Отступать, Весна, не гоже!

Разберись-ка ты с Зимой!

Будь с упрямицей построже -

Прогони её домой!

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.

С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

(Слайд 5)

Как сделать гербарий своими руками.

(Слайд 6) Что же такое гербарий?

Говоря простым языком, гербарий – это коллекция засушенных растений.

(Слайд 7) Изучение растений начинается еще в детском саду на занятиях по экологическому воспитанию. Детям рассказывается о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. (Слайд 8)Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел, засушил. Дети старшего возраста, принимающие участие в изготовлении гербария получают множество положительных эмоций, а знания полученные таким образом, надолго остаются в памяти.

(Слайд 9)

В качестве основы для гербария обычно используют альбомы или тетради формат А4, А5 или паспарту. В данном мастер-классе представлена пошаговая инструкция по изготовлению гербария на листах альбомного формата. Представленный здесь гербарий называется «Лекарственные растения нашего детского сада». Вы можете выбрать любую другую тематику, например, «Приморская флора», «Что цветет в августе», «Деревья нашего края» и так далее.

На заметку! Для сбора экземпляров выбирайте сухой, солнечный день. Вероятность заплесневения и грибкового поражения ваших экспонатов, собранных в дождливую погоду, равна 95%.

(Слайд 10)

Инструменты для сбора растений:

Узкая совковая лопатка (если хотите получить растение с корневой системой)

Маленькие маникюрные ножницы

Секатор садовый

Контейнер для транспортировки экземпляров (можно использовать плетеную прямоугольную корзину)

Маленькая баночка (50 г) с садовым варом или глиной разбавленной водой до кашеобразного состояния

Старые газеты

(Слайд 11)

Сбор растений:

Листья и головки цветов срезайте маникюрными ножницами, укладывайте в контейнер, прокладывая газетами.

Крупные веточки срезайте секатором, замазывая места среза садовым варом или глиной. (Эту процедуру очень важно проделать, если с вами находятся дети. Они должны видеть, что мы не приходим к природе, как варвары, и даже если что-то берем от нее, то заботимся о том, чтобы у природы хватило сил восстановиться).

Выкапывайте лучше те растения, у которых не очень мощная корневая система. Обкапываем с четырех сторон на расстоянии 4-5 см от основания, приподнимаем грунт и вытаскиваем вместе с дерном. Аккуратно отбиваем, счищаем комки земли, укладываем на газету, кладем в контейнер.

(Слайд 12)

Как правильно засушить растения:

Разложите все собранные растения на газеты. Рассмотрите их еще раз внимательно: если где-то попался потемневший, изъеденные насекомыми элемент – удалите его.

(Слайд 13)

Разложите растение на странице, так как вы считаете нужным. Тонкие листики, чтобы они не сползли, приклейте к страницам книги, слегка смочив их водой.

(Слайд 14)

Положите книгу с растениями между картонными листами, сверху положите пресс, например, стопку книг. Сохнут растения, как правило, неделю или 10 дней. При этом необходимо каждый день в течение первых 5 дней просушки перекладывать растительный материал на сухие страницы. Готовность растения к использованию в гербарии определяется по его внешнему виду: если оно не гнется и держит форму, значит - готово.

На заметку: существуют иные способы высушивания природного материала: в микроволновке или духовке, с использованием утюга или перекиси водорода. Эти методы ускоряют процесс сушки, но при этом экземпляры деформируются, темнеют или приобретают неестественный цвет. Приемлемы такие способы тогда, когда экземпляры нужно заготовить очень срочно, например, для поделок и аппликаций.

(Слайд 15)

Как оформить гербарий своими руками:

Необходимые материалы:

Альбомные листы А 4 – 10 шт. (по количеству растений)

Полоски гофрированного цветного картона длиной – 12 см, шириной – 4 см – 10 шт.

Прозрачные файлы– 10шт. (или калька формата А4 – 10 шт.)

Папка скоросшиватель, дырокол, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш, бечевка или плотные нитки, швейная иголка с ниткой, фломастер.

(Слайд 16)

Высушенное растение раскладываем на альбомном листе, фиксируем его по стеблю или по черешку с помощью иголки с ниткой, делая буквально 2-3 стежка. Если это крупный вид, то закрепляем его еще в нескольких местах; если это один листик, то листовую пластину приклеиваем клеем ПВА. Нитки маскируем, закрасив их фломастером соответствующего цвета.

(Слайд17)

Кальку накладываем поверх растения, сбоку прикладываем полоску гофрированного картона и пробиваем весь этот «бутерброд» дыроколом. В полученные отверстия вставляем бечевку (шнур, нитки, затягиваем, фиксируем. Так поступаем со всеми остальными листами гербария.

в файл вкладываем лист с наклеенным растением. Так поступаем со всеми остальными листами гербария.

(Слайд18)

К каждому листу делаем надпись, в которой указываем информацию о представленном растении: название, качества, место и время сбора. Этот «шильдик» может быть изготовлен заранее, например, распечатан на компьютере и приклеен, можно написать просто от руки. При желании можно указать названия частей растения или рецепт изготовления из него лекарственных препаратов (если это возможно).

(Слайд19)

Теперь осталось собрать все листья в альбом и сделать титульный лист. Как он будет выглядеть – это дело вашей фантазии. Или воспользуйтесь представленным примером. Для этого необходимо сделать предварительно фото тех мест, где были собраны растения, составить из них в специальном фоторедакторе коллаж, написать название гербария и распечатать на цветном принтере.

(Слайд20)

Как видите, сделать гербарий своими руками несложная работа и под силу даже маленьким. Хранить травник нужно в сухом месте, лучше на верхних полках, в горизонтальном положении.

(Слайд21)

Ароматерапия и фитотерапия в детском саду. Как использовать эфирные масла и фиточаи для малышей?

Как не крути, но именно в детских садах сегодня самая большая заболеваемость. Статистические данные неутешительны, и, начиная с сентября, малыши младшего «садовского» возраста болеют в «адаптационный период», а старшего – во время зимних эпидемий гриппа, ОРВИ и прочих подобных болячек. Полностью справиться с нашествием вирусов, конечно же, невозможно, но безопасные меры профилактики, например, с помощью эфирных масел и фиточая – вполне по силам осуществить!

Любой детский садик «переживает» подобные явления, а ведь из-за этого ломаются графики учебных программ. Чтобы детки меньше болели, некоторые сады применяют ароматерапию или открывают фитобары.

(Слайд22)

Ароматические вещества, такие как эфирные масла – сильнейшие антисептики, поэтому их резонно использовать в детских учреждениях. Но возможна ли ароматерапия в детском саду? Как правильно использовать эфирные масла для профилактики и борьбы с вирусами в детских учебных заведениях?

В группе можно капнуть эфирное масло непосредственно на батарею. В зимнее время года, когда батареи горячие, они интенсивнее «испускают» чудодейственный аромат. Воспитатели могут ароматизировать себе воротнички, чтобы не заболеть. Также эффективно мыть полы в ванной и туалете водой с добавлением эфирного масла, предварительно растворив его в спирте.

Если это разрешено, можно повесить на шею ребенку аромакулон с каплей эфирного масла.

Необходимо, чтобы аллергии не было ни у одного ребенка. Если среди малышей есть кто-то с подобным заболеванием, следует выяснить, есть ли у него непереносимость аромата, который вы хотите использовать.

Проветривать и обновлять ароматами воздух следует очень часто (раз в два часа, например). Некоторые пренебрегают этим, считая, что вирусы погибнут и так, однако свежий воздух, особенно в спальне – это лучший способ профилактики ОРВИ и прочих болезней.

ФИТОТЕРАПИЯ (фиточай) широко используется в дошкольных учреждениях с профилактической целью. При использовании лекарственных растений терапевтическое действие оказывают витамины, органические кислоты, гликозиды, микроэлементы, эфирные масла, фитонциды, дубильные вещества и слизи. Следует помнить, что витамины, содержащиеся в растениях, усваиваются значительно лучше, чем выделенные синтетическим путем.

(Слайд23)

КИСЛОРОДНЫЙ КОКТЕЙЛЬ это пенообразующая жидкость, которая состоит из экстракта корня солодки, сиропа шиповника, кипяченой воды, осветленного сока и кислорода. Кислородный коктейль в оздоровительных целях способствует: повышению сопротивляемости организма к вирусным и инфекционным заболеваниям, активизирует работу иммунной системы, быстрому восстановлению после физических и нервных перенапряжений, повышению работоспособности, увеличению физических и умственных способностей человека. Кислородные коктейли активизируют работу всех органов, что способствует восстановлению их нормальной деятельности, и выведению из организма шлаков, и токсичных различных образований.

В детском саду любой курс аромотерапии или фитотерапии следует начинать с письменного разрешения от родителей и в присутствии медсестры, а также руководствоваться принципом «не навреди».

(Слайд24)

Изготовление подушки «Здоровье»

В некоторых глубинках России, в деревнях и селах, сохранились до наших дней традиции набивать матрасы и подушки целебными травами. Помимо лечебного эффекта запах трав помогает отвлечься от хлопот и суеты будней. Вдыхая аромат, мы можем унестись мыслями в беззаботное детство, наполненное запахами свежескошенного сена или цветов летнего луга.

(Слайд25)

Подушка может иметь разные размеры: от обычного до крохотного. Чем ароматнее и активнее растение (розмарин, шалфей, шишки хмеля, тем подушечка должна быть меньше. Форму подскажет вам ваша фантазия: круглую, квадратную, овальную. Если у вас шейный остеохондроз, предпочтительнее форма валика, набейте его травами поплотнее6

Травяные подушки недолговечны и служат до 2-3 месяцев: лекарственные растения постепенно теряют свои целебные свойства.

(Слайд26)

Перед сном сонную помощницу хорошенько встряхните, чтобы усилить аромат трав.

Маленькую подушечку кладут рядом с головой, под основную подушку или вкладывают в наволочку. Хранение: убирайте подушку каждый раз после использования в полиэтиленовый пакет, в темное место, чтобы дольше сохранить аромат растений.

(Слайд27)

Можно собственноручно изготовить чудесную оздоровительную подушечку размерами. Кстати, подушечки с геранью, лавандой, другими очень ароматными травами лучше делать небольшими.

Чтобы сделать подушку, вначале выбираем натуральную ткань –лучше всего тик, хлопок, лен, шелк, шерсть кому что нравиться, но она должна быть плотной – иначе трава будет колоться. И, естественно, очень важно подобрать травы для наполнителя: они должны соответствовать потребностям и предпочтением по ароматам.

Травы должны быть высушенными и свежими, перед применением их нужно измельчить и перемешать. Прежде чем набивать травой подушечку, выберите необходимую для вас. Можно почитать о ней в книгах о лекарственных растениях, на упаковках аптечных трав, проконсультироваться у фито- или ароматерапевтов.

(Слайд28) Подушку можно заменить «сонными мешочками», которые изготавливаются из плотной хлопчатобумажной ткани. В мешочки кладут те же травы и помещают под подушку или возле неё.

Предлагаю изготовить такие мешочки прямо сейчас.

(Слайд29) Подушка со зверобоем укрепит иммунитет, поможет при простуде, гриппе, облегчит дыхание во время сна.

(Слайд30)Подушка с мятой особенно полезна гипертоникам, ее используют для профилактики инфарктов миокарда.

Если поставить свежесрезанные веточки мяты в вазу, комната наполнится тонким ароматом, воздух очистится от микробов, а ваш иммунитет скажет вам спасибо.

(Слайд31) Подушка с мелиссой укрепляет иммунитет. Она хороша при бессоннице, неврозах, головных болях, как профилактика и лечение сердечных болезней, облегчает дыхание во сне.

(Слайд32) Подушка с ромашкой применяется при бессоннице, неврозах, депрессии, при сердечных заболеваниях, как профилактика простудных заболеваний, облегчает дыхание во сне, устраняет головные и другие боли.

(Слайд33) Эвкалипт — мощное бактерицидное и противовирусное средство. Подушка с эвкалиптом не только облегчает дыхание при простуде, но и препятствует размножению вызывающих ее вирусов.

(Слайд34)Подушка с высушенными листьями и соцветиями валерианы - это отличное средство при бессоннице, депрессиях, неврозах и неврастении.

(Слайд35) Подушка с полынью эффективна при головной боли и бессоннице, а также для профилактики инфекционных заболеваний и их лечения.

(Слайд36) Шалфей лекарственный обладает сильным успокоительным эффектом, укрепляет иммунитет. Хорошо применять шалфейную подушечку во время простуд, как профилактику вирусных и респираторных заболеваний.

(Слайд37) Подушка с пустырником улучшит сердечную деятельность, нормализует обмен веществ, укрепит иммунитет, стимулирует нервную систему, поможет справиться с бессонницей

(Слайд38) Подушка с календулой (цветки, листья) помогает при головной боли и для профилактики инфекционных заболеваний. (Слайд39, 40)

Будьте здоровы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультации для воспитателей. Семинар-практикум для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов» План семинара-практикума: 1. Экологический тренинг для педагогов. 1.1 «Экологическая разминка» 1.2 Игра «Ассоциация» 1.3 Решение педагогических.

Консультация для воспитателей «Семинар-практикум по работе с родителями» Тема: Работа с родителями ”Веселая сенсомоторика”. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что.

Консультация для воспитателей «Семинар-практикум по работе с родителями» «Правильный выбор игрушки – залог успешного развития ребенка». Моя деятельность по работе с родителями направлена на установление доверительных.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры» .История русской народной культуры. Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов, Повышение интереса педагогов к расширению.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для воспитателей «Звуковая культура речи» Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При подготовке к семинару воспитатели узнали, что звуки речи.

Семинар-практикум для воспитателей «Путешествие в страну Одаренных» Цель: 1. Закрепить знания педагогов детского сада об одаренности (понятие, виды) детей дошкольного возраста. 2. Стимулировать участников.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №26 «Детский сад «Росинка» 2016 г. Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна.

Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по саморазвитию и самосовершенствованию Каждый человек — творец собственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Аптека под ногами»
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 23:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Аптека под ногами»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Абакумова (УИ 640030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД