Лидия Короткова
Семинар-практикум для родителей в подготовительной к школе группе «Работа над слоговой структурой слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема семинара-практикума. «Работа над слоговой структурой слова».
(подготовительная группа I период, октябрь)
Цель: познакомить родителей с формами работы по слоговой структуре слова.
Задачи:
1. активизировать знания родителей о звуках и буквах;
Публикация «Семинар-практикум для родителей в подготовительной к школе группе „Работа над слоговой структурой слова“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
2. уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
3. тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
4. закреплять навык звукового анализа слова;
Ход
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались на семинар-практикум по теме «Работа над слоговой структурой слова».
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.
Работа по формированию звуко-слогового состава слова осуществляется в единстве с общим развитием, а начинается она с развития фонематического слуха. Вся работа логопеда направлена на преодоление речевых дефектов. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.
По мере овладения произношением отдельных звуков, они непременно включаются в состав слов, предложений, текстов. В то же время слова различной слоговой сложности состоят только из тех звуков, произношением которых заранее обработано и закреплено. Рассмотрим последовательность работы над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.
1. Начинается работа с развития слухового восприятия. Эта работа осуществляется в основном на фронтальных занятиях, с опорой на имеющиеся у детей произносительные навыки. Этапы развития фонематического слуха включают в себя следующие задачи:
I-й этап.
а) дифференциация внеречевых звуков;
б) развитие слухового внимания и слуховой памяти.
II-й этап.
а) различение звукокомплексов, слов, фраз;
б) различение темпа, силы, тембра, голоса.
III-й этап.
а) различение фонем на слух; развитие слухового анализа /умение анализировать и синтезировать фонемы на основе полноценного фонематического слуха/. (Все игры и упражнения даны у Н. Чевелевой "Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи").
2. Развитие речевой моторики ведется параллельно. На индивидуальных занятиях идет работа над постановкой звуков. На фронтальных занятиях проводятся упражнения, направленные на выработку умения удерживать в памяти и воспроизводить ряд 3-х, 4-х, 5-ти гласных звуков: А-О-У, А-И-У-О (т. к. у всех детей имеются в произношении гласные звуки).
В процессе обучения даются задания:
-сосчитай сколько звуков произнес логопед /А-И-О/, показать столько же палочек, сделать столько же хлопков; назвать только 2 звука /три, четыре/; повторить за логопедом ряд из 2-х, 3-х, 4-х гласных звуков; назвать столько же гласных звуков, сколько палочек и т. д.
Основная цель этих упражнений состоит в том, чтобы научить детей выделять на слух и воспроизводить нужное количество звуков. На материале гласных звуков начинается работа над темпом и плавностью речи. Дети учатся произносить ряд гласных звуков быстро и медленно, плавно и отрывисто.
От умения воспроизводить и правильно артикулировать гласные звуки во многом зависит правильное воспроизведение нужного количества слогов в слове. Затем начинается работа над слогом (на фронтальных занятиях) .
Практическая часть.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь".
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь) .
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э) .
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля) ;
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея) ; а могут обозначать один звук, после согласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твё рдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
• вырывать, из бумаги образ буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате вырезать букву разных размеров, разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина) .
Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. ( Например: ммак, маак, макк)
Работы со схемой слова :
МАЛИНА
определяем количество звуков в слове;
называем звуки по - порядку;
определяем количество слогов.
произносим 1-й слог МА-
какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
произносим 2 слог? ЛИ
какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
произносим 3 слог НА
какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
сколько согласных звуков;
назвать первый звук, последний, третий;
сколько в слове звуков? Сколько букв.
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.
Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и сигнальных квадратов)
Деление слов на слоги.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.
Сколько в слове гласных столько и слогов
Задание:
1. Подбор слов к схеме : схема из 2, 3, 4 слогов (сюжетная картина) .
2. «Собери слово»
Карточки со слогами : –ра-, -ка-, вай (каравай, -ха-, -му- (муха)
Для закрепления правильного произношения слова той или иной структуры составляется большое количество предложений с этим словом. Только систематическая работа над слоговой структурой слов приводит к нужным результатам.