Банная Наталья
Семинар-практикум для родителей «Учимся играть в дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Учимся играть в дидактические игры.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Оборудование: материалы для дидактических игр, пособие «Блоки Дьенеша», мяч, фишки и контур паровоза для рефлексии.
План семинара-практикума.
1. Теоретическая часть.
1.1. Выступление для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Знакомство с понятием «дидактическая игра».
2. Практическая часть.
2.1. Дидактическая игра «Поймай рыбку».
2.2. Дидактическая игра «Угостим ёжиков».
2.3. Игра «Вкладыши».
2.4. Дидактические игры с блоками Дьенеша.
3. Итоговая часть.
3.1. Рефлексия.
Ход семинара-практикума:
1. Теоретическая часть. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Знакомство с понятием «дидактическая игра».
Добрый день! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам. Сегодня мы собрали вас, чтобы поговорить об играх. Нужно ли играть в игры с детьми, а если нужно, то в какие? Кроме того, вы сами научитесь играть с детьми в эти игры и сможете закреплять учебный материал дома.
Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.
Понимая актуальность и важность данного вопроса, мы организовали эту встречу, чтобы помочь вам научиться играть вместе со своим ребенком, воспитывая через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве.
Что такое – дидактические игры? Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Сегодня мы поговорим об играх помогающих развивать сенсорные способности наших малышей. Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для ребёнка дошкольника такой ведущей деятельностью является игра. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
Все образцы сенсорных эталонов разных свойств ребёнок может усвоить в игре. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и простой. Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Игры можно проводить практически в любое время и в любом месте. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
2. Практическая часть.
2.1. Дидактическая игра «Поймай рыбку».
Теперь, когда мы немного разобрались с играми и их значением, я предлагаю вам немного поиграть. Во что же мы играем вместе с детьми?
Предлагаю вам помочь котикам поймать рыбку. У всех котиков есть бантики. Скажите, каких они цветов? (красный, желтый, зелёный и синий)
Правильно котик с красным бантиком любит рыбку красного цвета, с синим бантиком – синюю и т. д. Помогите котикам поймать в пруду рыбок соответствующего цвета.
В этой игре дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
2.2. Дидактическая игра «Угостим ёжиков».
А теперь обратите внимание на доску. Кто пришёл к нам в гости? (ёжики)
Эти ёжики, какие по размеру? (большой и маленький) Давайте угостим ёжиков грибочками и яблоками. Посмотрите, я приготовила грибочки и яблочки. Какие они? (большие и маленькие) Давайте угостим наших гостей.
Родители дают большому ёжику большие гриб и яблоко, а маленькому ёжику –маленькие.
Эта игра развивает глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
2.3. Игра «Вкладыши».
А эта игра называется вкладыши. Вам необходимо подобрать каждой фигурке свой домик. В подобных играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
2.4. Дидактические игры с блоками Дьенеша.
Теперь мне хотелось бы познакомить вас с известным в педагогических кругах пособием, которое называется «Блоки Дьенеша», по фамилии известного венгерского педагога. Это пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами: Толщиной - тонкие и толстые. Цветом - желтые, красные, синие. Формой - круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные. Размером - маленькие и большие.
С логическими блоками ребенок может выполнять много действий: менять местами, убирать, выкладывать, искать, делить, сравнивать. При ознакомлении детей с геометрическими фигурами, цветом и размером предметов такие игры очень эффективны. Малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.
Давайте и мы поиграем. Вот вам первое задание: Найдите такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру)
Второе задание: Дайте Зайчику синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, маленькие, круглые). Дайте большой кукле большие фигуры, а маленькой - маленькие. Мишка хочет играть квадратными фигурами, а Зайка круглыми.
Сложите все фигуры в чудесный мешочек. Достаньте на ощупь все круглые блоки (все большие или все толстые).
Продолжите цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
А теперь поиграем в игру «Магазин».( 2-3 фигуры раскладываются на «витрине».)
Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста». Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».
А теперь игра «Угостим гостей печеньем» Цель: К детям приходят гости и мы предлагаем им печенье, но Мишка, любит квадратные печенья с малиной (т. е. красные, обезьянка круглые печенья с бананом, лисичка треугольные печенья с ежевикой, и дети угощают зверей их любимыми печеньями.
Вот сколько игр можно придумать для одного пособия. Это только маленькая часть.
- Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!
3. Итоговая часть.
Уважаемые родители! Я показала вам всего несколько дидактических игр, которые вы легко можете использовать дома с детьми для развития у них сенсорных способностей, а также мышления, внимания, памяти и речи. Эти игры вы можете применять дома, несколько видоизменив их, или придумать на их основе новые. Надеемся, что вам было интересно. Если вы хотите узнать больше о дидактических играх, вы можете задать вопросы.
3.1. Рефлексия.
Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч, задает вопросы).
Просим оценить нашу встречу. На доске расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично – синий квадрат, а если не удовлетворены – зеленый треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.