Марина Дука
Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные пальчиковые игры для детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
На данном практикуме родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, пуговицы, катушки с нитками и лентами. «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью, разносы с сыпучими материалами, карандаши, и т. д.
Представлена выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».
Оформлена выставка дидактических пособий для развития мелкой моторики из нетрадиционных материалов.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Нетрадиционные пальчиковые игры для детей второй младшей группы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оформлена папка-передвижка «В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем».
I. Введение.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
II. Игротренинг нетрадиционных пальчиковых игр для родителей.
1. Игры с массажным мячиком и кольцом «Су-джок».
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
поглаживание,
растирание,
лёгкое надавливание,
пощипывание,
похлопывание,
сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью.
Используются упражнения:
Без предметов со стихотворным сопровождением.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца растиранием зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики
Станьте ловкими скорей
Пальчики-удальчики.
Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Массаж различными предметами из бросового материала Перебирание «четок», бус, ракушек и т. п. развивает пальцы, успокаивает нервы, развивает речь детей.
3. Игры с прищепками.
Примерные игры :
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем и развивает его.
4. Игры с пуговицами.
Примерные игры :
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
5. Игры с сыпучими материалами.
Стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям.
Примерные игры :
Для занятия необходимо взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Поднос должен иметь высокие края, желательно в виде бортиков, а не поднимающиеся плавно, но даже это не гарантирует того, что крупа не будет рассыпана по полу. Занятие лучше проводить в комнате, где нет ковровых покрытий, и два движения веником приведут пол в порядок. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Дети до 2-х лет серьезно относятся к новому. Им необходимо время, чтобы исследовать свойства круп, попробовать их на вкус, пересыпать с ладони на ладонь, возможно, ваше предложение порисовать, вызовет протест. Поэтому первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. Это может занять много времени, и необязательно все занятие простоять над ребенком. Достаточно объяснить ему правила: играй только на подносе, что упало на стол, собери и положи обратно. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Если малыш протестует, необходимо договориться, что нарисуем и будешь играть дальше сам. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе. Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).
В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.
В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив, ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.
6. Игры с пробками от бутылок.
Можно сделать из них замечательный «Сухой бассейн» для пальчиков. Перекладываем все крышки в глубокую емкость, запускаем туда ручки и перебираем. На дно можно положить какое-нибудь сокровище (маленькую игрушку или сладкое лакомство, и пусть ребенок его ищет. Получается один из вариантов сенсорной коробки.
Можно сортировать крышки по цветам, размеру, форме. Заодно изучить названия цветов, основные геометрические формы.
Из крышек можно выкладывать различные фигурки. Можно выложить домик, а заодно и повторить (или узнать) из каких геометрических фигурок он получается.
А еще во время купания можно запустить в ванну цветные крышки и вылавливать их ситом. Очень увлекательное занятие!
Просто разбросать крышки по комнате, а потом собирать их, кидая в коробку с расстояния и пытаясь попасть! Чем не игра!
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«По свежему снегу, мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с пробками, построенные по принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки, предлагая детям во время работы выполнять некоторые задания.
Предложенные нами игры, можно использовать, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с ребенком, а также дети могут самостоятельно играть в них в свое свободное время.
7. Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
8. Игры с палочками и спичками.
Вариантов игр со счетными палочками и спичками много, уровня подготовки и мелкой моторики ребенка.
9. Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку между ладонями.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
10. Игры с лентами, нитками и катушками.
Сматывание разноцветных ленточек.
Наматывание ниток на катушку.
11. «Рисование.»
Рисовать веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
III. Заключение.
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д.