Екатерина Урядова
Семинар-практикум «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум для педагогов по теме:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников, способствовать развитию творческого потенциала педагогов.
Ход семинара-практикума:
Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Сильное звено».
Публикация «Семинар-практикум „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение; история РФ; народно-прикладное искусство; ФГОС ДО.
Правила игры:
Игра состоит из 2 раундов. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а также следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет 2 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.
Наша игра будет проходить с 2 командами. В начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.
Представление жюри.
В течение 1 минуты необходимо придумать название.
Представление команд.
Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры мне хотелось бы вам кратко напомнить об организации нравственно-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задачи патриотического воспитания:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувства любви к родине. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Заповедь А. С. Макаренко гласит: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
– «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
– непрерывность и преемственность педагогического процесса;
– дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
– развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие – тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.
Итак, мы начинаем игру. Каждый правильный ответ приносит 1 очко команде. Отвечать нужно быстро. Отвечает тот, кто быстрее поднимит флажок. Слово для ответа предоставляет ведущий.
Раунд 1
1. Что изображено на гербе Москвы? (Георгий Победоносец в серебряных доспехах, поражающий золотым копьем черного змея)
2. Древнее название России? (Русь.)
3. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители, законные представители)
4. “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу”. Что это? (Патриотизм (словарь Ожогова).
5. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
6. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)
7. Официальная эмблема государства? (Герб.)
8. Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
9. Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
10. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
11. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
12. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
13. Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РФ, начинай сверху? (белый, синий, красный)
14. Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)
15. Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)
16. Что первично? Умения или навыки? (Умения.)
17. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)
18. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
19. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так лее защищает от молнии.)
20. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
21. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
22. Почему Красная площадь так называется? («Красная» – значит красивая)
23. Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
24. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В. В. Мономаха)
– Итак, 1 раунд подошел к концу. Какая команда сдала свои позиции, посчитает наше уважаемое жюри?
Игра «Разрезная картинка»
Пока жюри подсчитывает баллы, каждая из команд должна собрать картину, вспомнить ее название, и кто из художников ее написал.
(Жюри делает свой выбор, объясняя, почему оно выбрали эту команду).
Раунд 2
1. Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а так же комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)
2. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была разработана (кем) – Ушинским или Коменским? (Я. Коменским)
3. Что означают «эмпирические знания»? (Знания, основанные на опыте.)
4. То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
5. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
6. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
7. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
8. Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
9. Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
10. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
11. Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
12. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
13. Подземный памятник архитектуры? (Московское метро)
14. Какая скульптура установлена на крыше большого театра? (Квадрига с Аполлоном (четверка лошадей и Аполлон в колеснице)
15. Главный художественный музей коллекции русского изобразительного искусства? (Третьяковская галерея).
16. Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет корпус треугольной формы, три струны. (Балалайка).
17. Что изображено на фасаде Театра кукол имени Сергея Образцова? (Часы)
18. Какая крепость первой приняла удар противника в 1941г. (Брестская крепость)
19. Назови города-герои, находящиеся на территории РФ? (Москва, Мурманск, Ленинград, Смоленск, Тула, Сталинград (Волгоград, Новороссийск, Севастополь, Керчь)
20. Что покрывает больше половины территории России? (Леса).
21. Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)
22. На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)
23. Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
24. Что подразумевает под собой понятие “Инклюзивное образование”? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)
– Ну, вот, наша игра завершилась. Дадим время нашему уважаемому жюри подвести итог нашей игры и решить, чья команда оказалась Сильным звеном.
А мы пока жюри выносит свое решение, проведем психологическая разгрузку для команд. Игра «Имя».
- Охарактеризуй себя по первой букве своего имени. Например, «Лена – Л - ласковая».
И так слово для итогов жюри.
Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.