Ирина Фадеева
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
Семинар-практикум для родителей
«Развитие связной речи дошкольников»
Подготовил учитель-логопед:
Фадеева И. А.
о. Муром 2021
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи дошкольников»
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах организации коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
систематизировать знание родителей по проблеме формирования устной речи детей в игровой форме;
вооружить родителей практическими навыками работы по развитию устной речи детей.
При входе в зал каждый участник семинара берет себе цветок определенного цвета и садится за столы в соответствии со своим цветом.
Логопед: «Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я с вами проведу треннинг «Развитие связной речи дошкольников».
Наступила осень, часто идут дожди, и наше солнышко стало совсем грустным. Оно потеряло свои лучики. Чтобы вернуть их на место, нам нужно выполнить задания.
За каждым солнечным лучиком таится новое задание.
Первый лучик «Нас с вами что-то объединяет»
Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков. Тот, кто получает мяч говорит: «Я согласен», если он согласен или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.
В результате проведенного упражнения, можно сделать вывод, диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют двое или несколько партнеров на какую-либо тему. Устная речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают в друг друге личность. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.
Второй лучик. Игра «Закончи строчку»
Взрослый говорит незаконченное предложение, а ребенок договаривает незаконченное слово:
Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису)
Хитрый след, плести стараясь, по сугробам прыгал … (заяц)
Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)
Молодчина эта Лина лепит все из … (пластилина)
Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не … (киска)
Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось … (мыло)
И сказали блюдца: «Надо бы …. (вернуться)
И сказали утюги: «Мы Федоре не … (враги)
И сейчас же щетки- щетки затрещали как … (трещотки)
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему … (бока)
Где обедал воробей? В зоопарке у … (зверей)
Часовщик, прищурив глаз, чистит часики для … (нас)
Третий лучик. Игра «Мнемотаблица»
Что же это такое?
Мнетаблица, мнемотехника или мнемоколлаж – это с помощью условных значков закодированное в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребенок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести описательный рассказ, сказку, стихотворение.
Чтобы составить мнемотаблицу нужно:
1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова, расчертить лист бумаги на квадраты.
2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные).
Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Логопед: Давайте с вами попробуем рассказать любимые русские сказки по мнемотаблице.
На выполнение этого задания дается 3 минуты.
Логопед: А теперь попробуйте составить мнемотаблицу по одной из сказок, а ваши коллеги за соседними столами должны будут ее отгадать, поглядев на вашу таблицу.
На выполнение этого задания дается 3 минуты.
Ответы родителей.
Четвертый лучик. «Синквейн»
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. У него много разновидностей, но в последнее время особенно популярным стал так называемый «дидактический синквейн» - его все чаще и чаще используют в общеобразовательных учреждениях. Как составить такой синквейн?
Классический (строгий) дидактический синквейн строиться так:
1 строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение.
2 строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойство темы.
3 строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы.
4 строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме.
5 строка – одно слово, любая часть речи, выражающая суть темы, своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Логопед: попробуем составить синквейн на примере слова «сказка».
Пятый лучик. Физкультминутка «Солнышко»
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться.)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши, улыбаться)
Шестой лучик. Игра «Перевертыши»
Суть игры состоит в том, чтобы отгадать как можно больше перевертышей.
Перевертыш – это название книги, фильма или строчка известного стихотворения, либо пословица, поговорка, где все слова заменены антонимами, т. е. словами противоположными по смыслу.
Логопед: «Расшифруйте название сказок и книг»
1. Лиса и шестеро цыплят. – «Волк и семеро козлят»
2. Король под фасолью – «Принцесса на горошине»
3. Собачья развалюха – «Кошкин дом»
4. Утки-индюшки – «Гуси-лебеди»
5. Одетый слуга – «Голый король»
6. Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»
7. Пес без босоножек – «Кот в сапогах»
8. Семь худышек – «Три толстяка»
Рефлексия.
Логопед: «Но вспомните про наше солнышко. Оно по-прежнему еще грустное. Нам предстоит поднять его настроение. Для этого пригласим к нему в гости листочки. Но листочки будут у нас необычные. Если вы узнали что-то новое и интересное, что можно использовать в работе с вашими детьми, то ваш листок будет зеленого цвета. А если все услышанное вы уже используете, то листок будет желтого цвета.
А теперь все листья закрепите около солнышка. Посмотрите каким веселым и счастливым стало наше солнышко!»
«Молодцы! Спасибо за работу!»