Ирина Карпенко
Семинар-практикум для родителей «Народные игры и игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Народные игры и игрушки»
Цель: активизация использования народных игр и игрушек в семейном воспитании.
Задачи: обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи в целях оптимизации воспитания и развития детей. Осознание родителями эффективности такого инструмента, как народная игра, в развитии ребенка.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Народные игры и игрушки“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Актуальность: народная педагогика на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Нравственная коллективная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывают национальный идеал человека. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Ход встречи.
1. Пальчиковые русские народные игры
- Здравствуйте люди добрые, проходите - проходите, да в круг к нам становитесь. Приготовьте ваши ладошки, поиграем мы немножко. С рассказом о значении пальчиковых игр с самого раннего возраста. Что дает пальчиковая гимнастика детям? - Способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.
Ивану-большому - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
2. Подвижная игра «Золотые ворота»
- Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота»
Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные участники встают в колонну и держатся за плечи впереди стоящего. С присказкой колонна начинает двигаться, проходя под «воротами». Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников колонны, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». И колонна, с каждым разом, будет иметь больше «ворот», в которые сможет проходить, «прошивая» их, как иголка с ниткой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.
3. Народная игрушка
- Хочу предложить вам сделать себе куколку, настоящую, народную, игровую, называется она - «Зайчик на пальчик». Проходите за столы.
Наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла. С одинаковым успехом в куклы играли девочки и маленькие мальчики.
Рассказ по ходу выполнения
Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
- А, теперь, давайте поиграем с нашими зайчиками. Одеваем зайчика на пальчик и все вместе выполняем движения.
Потешка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка - прыг - и убежал"
4. Игра «Заюшка - горностаюшка».
- А еще, можно поиграть в игру «Заюшка - горностаюшка», выходите в хоровод.
Все стоят в кругу, держась за руки, водящий – «заюшка» - в центре. Играющие начинают водить хоровод вокруг «зайки» со словами: «Заюшка – горностаюшка, некуда заюшке выскочить, некуда серому выпрыгнуть, у нас города немецкие, у нас замочки турецкие» - а водящий в это время пытается выскочить из круга под руками играющих, они же, приседая, стараются не выпустить «зайку». После слов «…замочки турецкие», хоровод останавливается, все хлопают в ладоши и говорят: «Ну-ка, зайка, скоком боком, между нашим хороводом, ну-ка, зайка, повернись, кому хочешь поклонись, да и обнимись» - водящий пританцовывая, выбирает кому поклониться, и тот, кого «зайка» выбрал, становиться водящим.
5. Рефлексия: Наша встреча подошла к концу. Расскажите, что вам понравилось? Возьмете ли вы для себя, что-нибудь на вооружение? Если встреча вам понравилась и была интересна, положите ваши жетоны, которые вы получили вначале встречи, на изображение веселого смайлика; если было интересно, но чего-то не хватило – на изображение спокойного смайлика; если тема оставила Вас равнодушными, или не понравилась – на изображение грустного смайлика. А чтобы пополнить вашу семейную копилку игр, предлагаем взять с собой подборку русских народных игр. До новых встреч.
Библиографический список
1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. : Белый город, 2010. – 112 с.
2. Флерина Е. А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя дет. сада : сборник статей / под ред. и с предисл. В. Д. Менджерицкой, послесл. Е. Г. Батуриной. – М. : Просвещение, 1973.
3. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий : статьи по истории культуры. – М. : Айрис–пресс, 2003. – 496 с.