Татьяна Ткачёва
Семинар-практикум для родителей по теме «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
• Познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
• расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Публикация «Семинар-практикум для родителей по теме „Экономическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, Д/и «Профессии», Д/и «Собери банкноту».
План работы:
1. Приветствие
2. Вступительное слово ведущего по теме “ Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
• Цель
• Задачи
• Формы и методы по экономике
3. Игровой практикум по основам экономики
3.1. Игровое упражнение «Обмен» «Бартер»
3.2. Разминка для команд
3.3. Игровое упражнение «Черный ящик»
3.4. Составление рекламы
3.5. Игра «Услуга - товар»
3.6. Решение экономических задач.
3.7. Экономика в сказках
3.8. Вручение памяток, рекомендаций по экономическому воспитанию.
ХОД:
Приветствие
«Добро пожаловать».
Вступительное слово ведущего, в котором задаётся «рабочее настроение», предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.
Ведущий:
Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. Поэтому
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Задачи экономического воспитания дошкольников :
• Развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
• формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
• помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
• воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
• развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
Поэтому мы в нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой.
Формы и методы по экономике :
• загадки;
• пословицы;
• экономические задачи;
• сказки;
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• уроки (математика, окружающий мир, чтение)
Знакомство дошкольников с основами экономики проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС ДО, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном.
Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Игра-стратегия – сложная многоплановая деятельность, которая предусматривает не только осознание игрового замысла, сюжетной линии, но и конкретную последовательность совместных действий всех участников, с которыми необходимо договориться, объединить усилия, не раз выполнять индивидуальный и коллективный выбор.
Сегодня мы вам предлагаем, отправится в увлекательное путешествие в «Игровой мир экономики»
Игровой практикум по основам экономики
3.1. Игровое упражнение «Обмен» «Бартер»
1,2,3,4,5- начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку
Предлагаем обмен конфета – на пословицу или поговорку экономического содержания.
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Была бы охота, а работа найдется.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Всяк своим разумом кормится.
Дело словом не заменишь.
Кто не работает, тот не ест.
Доход не живет! без хлопот
Получишь доход — явится и расход.
Деньги счетом крепки.
Копейка копейку родит.
Не деньги нас наживают, а мы их.
Денежки счет любят.
Лежащий товар не кормит.
Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.
Хороший товар не залежится
Товар лицом продается.
Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.
Что продается и покупается — товаром называется.
Лишний рубль на рекламу отдашь — товар выгодно продашь.
Бережливость лучше богатства.
Бережливая вещь два века живет.
Без копейки рубля нет.
И медведь из запасу лапу сосет.
(разделение родителей на команды по цвету фантика)
Придумать название своей команды
3.2. Разминка для команд
Экономические загадки :
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…. (товар)
На товаре быть должна
Обязательно…. (цена)
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без (рекламы)
Чуть оплошаешь -так в тот же момент
Рынок захватит весь твой….(конкурент)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …. (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ….(налоги)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…. (вклад)
Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
На рубль-копейки, на доллары-центы,
Бегут набегают в банке (проценты)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы …. (ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…. (залог)
И врачу и акробату
Выдают за труд…. (зарплату)
В банке для всех вас висит прокламация:
«деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них…. (договоры)
3.3. Игровое упражнение «Черный ящик»
Вам предстоит угадать, что лежит в волшебной коробке
Загадка.
Их делают из бумаги и металла.
У одних людей их много, а у других мало.
В разных странах их называют по-разному.
Что это?
- Правильно, деньги – это неотъемлемая часть экономики
Игра «Собери банкноту»
3.4. «Составление ракламы»
Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не заежиться.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого «МОЛОЧНОЕ» и «ШОКОЛАДНОЕ».
Придумать слоган, т. е. лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения, к рекламе мороженого.
Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
3.5. Игра «Услуга - товар»
Составить пазлы и определить, услугу или товар производит представитель данной профессии.
Автослесарь - У
Маляр-штукатур –У
Клоун –У
Банкир-У
Гончар –Т
Продавец –У
Милиционер –У
Проходчик –Т
Тракторист –У
Врач- У
Парикмахер – У
Повар -У/Т
Плотник -Т
Рыбак –Т
Пожарный –У
Швея-У/Т
Учитель- У
Художник –У/Т
3.6. Решение экономических задач.
• Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
• Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
• Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
• В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5руб. за 1 кг., а в другом по 6 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
• Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 руб за 1 кг., к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
3.7. Экономика в сказках
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
- Определите, какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (потребности для жизни)
2. «Федорино горе» (Труд)
3. «Телефон» (Потребности)
4. «Муха-цокотуха» (Деньги)
5. «Терем-теремок» (распределение труда)
6. «Иван царевич и Серый волк» (потребности, обмен, бартер)
7. «Кот в сапогах» (реклама)
8. «Огниво» (обмен, деньги)
3.7. Вручение памяток, рекомендаций по экономическому воспитанию.
Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоя-тельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. А самое главное: наши воспитанники вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Рекомендации родителям
по экономическому воспитанию детей в семье
1. Не скрывайте от ребёнка, каким способом зарабатываются семейные деньги и, на что они расходуются.
2. Объясняйте ребёнку, какой вид деятельности, какой доход приносит.
3. Просите ребёнка купить к обеду продукты на определённую сумму в Вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните у кого и, почему это получилось лучше.
4. Если Вы решили давать ребёнку деньги на карманные расходы, то старайтесь, чтобы на игрушки он копил сам, откладывая желанную покупку на какое-то время.
5. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения.
6. Внушайте ребёнку, что ничто не даё тся даром: надо потрудиться, чтобы заработать деньги.
7. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться получать желаемое ценой собственных усилий.
8. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической направленности.